Сибирские огни, № 2 - 1983
на троих в подворотне, а юбилейный стол украшают рублевой «бормотухой». Ежу яс но, это «вино» прямо-таки предназначено и ценою и качеством для распивания в под воротне! И учить пить культурно эту жид кость невозможно, поскольку бессмыслен но. Пока она, эта «бормотуха», есть, ее будут пить без правил хорошего тона и весьма неумеренно. Не только и не столько надо бороться с дымом, сколько с огнем, и уж особенно нужно бороться с причинами пожара! Несомненно, пьянство —пережиток в соз нании пьющих людей, но это еще больший пережиток в сознании трезвых людей, на- воднящих торговую сеть доступными хими ческими напитками типа «бормотухи», ко торая никакому веселью, радости, обще нию (аргументы поборников культурной выпивки) — не служит, а служит только болезни. Вот где пережиток прошлого в сознании!.. Заключая эти заметки, хочется в одном поддержать авторов повестей — в их вни мании к острой проблеме, в их непримири мости к этому болезненному злу, которым поражено общество. АЛЕКСАНДР ВАШУРИН Баир Дугаров. Городские облака. Бурятское кн. иэд-во, 1981. Лирическому герою этого сборника не сколько за тридцать, но еще близко детст во, с которым «время совсем прощаться», но которое еще наполняет почти каждое стихотворение, почти каждый поэтический образ. И, пожалуй, от инфантилизма спа сает этого лирического героя только инто нация. Порой ироничная, порой раздумчи вая, с легкой грустью, но лишенная, к сча стью, сентиментальности, на которую так легко скатиться при взгляде на такое ми лое, безмятежное детство. Не давно ль несмышленым мальчишкой открывал на земле чудеса, н росинка на солнце, как вспышка, озаряла восторгом глаза. Только как же все это случилось, то ли возраста бремя на мне. Мне однажды печально открылось: повторяется все на земле. Герой стихов Б. Дугарова —человек наб людательный, любопытный, неравнодушный ко всему, что его окружает. Он вправе зая вить: «Понимаю собак я й птиц понимаю, ну а больше всего лошадей». Он считает себя правомочным и защитить, и обвинить, и задать вопрос. Поскольку, полагая себя защитником природы, он полагает себя и поборником добра. Не всегда эта доста точно умозрительная позиция побуждает героя только рисовать внешнее, он идет глубже: «Но чем его страшнее ярость, тем больше толпится зевак» (это о тигре, в клетке зоопарка). И попыткой проникнуть в суть явления продиктован вывод: «По чему-то они (звери.— Н. 3.) не выносят че ловеческий пристальный взор». Это попыт ка понять нравственную связь между че ловеком и живой природой, она являет героя не только сторонним наблюдателем, а еще и частицей живой природы. Я на себе за свой бегущий век осознаю как явь с оттенком чуда: мир окружающий и человек — как сообщающихся два сосуда. Стихи Баира Дугарова спокойны, но с оттенком удивления. И это удивление — одна из их примечательных сторон, посколь ку пока человек способен удивляться, у не го есть возможность роста, открытия мира, познания. Автор ставит рядом человека и синицу, траву и автомобиль: «Трава прохладой ды шит от гор и до низин. Но кто траву услы шит под гул автомашин». Он радуется ав тографу Таля и всматривается в картины Куинджи. Дым с земных крыш подымается у него во Вселенную, а листья деревьев го ворят «на языке созвездья Ориона». Иногда, к сожалению слишком редко, в стихах Б. Дугарова драгоценным камушком сверкнет образ с оттенком бурятского на ционального колорита. «Знаешь, я вспом нил, что нынешний месяц —Месяц Высокой Зеленой Травы». И остается только пожа леть, что поэт редко обращается к нацио нальным мотивам, краскам, мелодике, ко торые бы, возможно, обогатили его стихи. Вызывает досаду, что в этом, в целом удачном, сборнике довольно часто встреча ются языковые небрежности. Здесь, дума ется, и автору, и редактору стоило про явить больше требовательности. Ведь как огорчительно спотыкаться на подобных, на пример, вещах: «под тик часов» (вероятно, речь идет о тиканье), «возраст мой пере ходной», «что крещенье городское приго дилось для меня», «в возраст, где я стал со бой», «Спешит. Блестит. Шумит. Столпо- творенье», «и город не объездил в пятый раз», «я пил, глаза зажмурив, газировку... в обкусанном детишками стакане», «и стру ей из-под крана хлестал горожанина, впав шего в детство», «жизнь его одарила пером и невестой с машиной впридачу». И пере чень этот можно продолжать и продол жать... Небрежности есть даже в лучшем сти хотворном цикле «Траурные восьмисти шия». Цикл состоит из шести хорошо на писанных стихотворений, глубоко прочув ствованных, серьезных. Поэт сумел рамки личного горя раздвинуть до широких обоб щений, общечеловеческих философских раз думий. Но... первое стихотворение состоит из трех строк. Третье — из четырнадцати. Спрашивается, почему это называется «восьмистишия»? Эти досадные небрежности не позволя ют погрузиться полностью в стихи, как это должно быть, но думается, что в следую щих своих работах Б. Дугаров обратит на подобные вещи внимание и его лирический герой, «вглядываясь в небеса ночные», смо жет донести до читателя свои умозаключе ния в более чеканной форме. Н. ЗАКУСИНА Роман Николае*. Алакет из рода Быка. Ис торическая повесть. Кемеровское кн. изд-во, 1982. Алакет... Столь непривычное уху совре менного сибиряка имя выплывает из дали
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2