Сибирские огни, № 2 - 1983
читателям, надежду на возвращение своих героев к окончательно трезвой жизни. Но если Ю. Скоробогатов испытал своего художника только искушающей его в сво ем гнездышке Сашенькой, то В. Носков, кроме аналогичного испытания, которое ге рой у него выдерживает с честью, поставил перед ним еще одно испытание. Оно могло бы показаться более серьезным, если бы не было нам до боли знакомо по кинокартине «Операция Ы». Как там, так и здесь в фи нале повести резко отрицательный (пробы негде ставить!) Валерий, он же-«Козырь», понуждает лесоруба инсценировать ограб ление магазина, где работает жгучая Аль бина, с ,тем чтобы замазать недостачу. Од нако Макар, пусть с запозданием, но рас кусывает коварный замысел Козыря, по скольку тот под видом инсценировки наме ревался просто-таки ограбить магазин. Кстати, тут «стреляет ружье», обозначен ное автором уже в заглавии повести — со бачка Макара кусает Козыря. Макар поби вает Козыря доской. Вдали восходит солн це, символизирующее победу лесоруба Ма кара над судьбой, отравленной «зеленым змием»... Схоже поверхностно дают социальные срезы авторы обеих повестей. Ю. Скоробо гатов обозначает самые расхожие приме ты мирка, претендующего на тягу к искус ству, а затем до финала помещает своего героя за стены ЛТП. В. Носков столь же расхоже и одномерно пытается нарисовать «простонародье». Схоже бегло и конспективно написаны предыстории героев, истоки их характеров, моменты, которые формировали, складыва ли, уродовали эти характеры, ломали их так, что один, поскольку он художник,— кончил алкоголизмом, а другой, поскольку он лесоруб, кончил глухим пьянством. Репортажность, зарисовки с натуры, уг лубленность в физиологию — это главное в «Отраве», от этого проистекают ее недо статки и достоинства, достоинства же —- ' несомненны, они таковы, что эту повесть можно с полным на то основанием поста вить в один ряд с многочисленными анти алкогольными брошюрами. И она, «Отра ва», даст им много очков вперед, посколь ку это еще и сюжетное чтение, это еще и достаточно разумным языком написано, еще и такими умными цитатами в эпигра фах оснащено! С медицинско-просветитель ской точки зрения повесть Ю. Скоробога това почти что состоялась, о чем, кроме всего прочего, свидетельствуют и добрые слова,' сказанные о ней в предисловии к книге, подписанном главным врачом Мага данской психоневрологической больницы В. Ф. Калачевым. Повесть В. Носкова при всей ее схоже сти с повестью Ю. Скоробогатова все же скорее тяготеет не к санитарному просве тительству, но к беллетристике, хотя этим тяготением вообще-то все различие и окан чивается. Тяготение к беллетристике прояв ляется у В. Носкова хотя бы уже в том, что пьянство Макара совершенно не обяза тельно для всего того, из чего сложилась повесть. Ведь Макар задан уже как «пе рекати-поле», «летун», «романтик», следо вательно, он мог и сам укатиться от при гревшей его страстной вдовушки Мани, а не быть ею изгнан за пьянку, как это случи лось в повести. Да, впрочем, думал ли В. Носков исследовать пьянство? Наверное, нет. Он пытался писать жизнь. Но пьянст во — резкое явление, оно всегда на виду, так на виду оно осталось и в повести, на него списал автор недолю своего героя, и только. Ю. Скоробогатов старается быть доско нальным в своем намерении доказать ту аксиому, что алкоголизм — болезнь. Прав да, доказывать общеизвестное — несложно, но какой-то, видимо, интерес в этом про цессе есть. Интерес деталей, подробностей, самого процесса сочинения, моделирования жизни, где герою удается выздороветь и ис полниться творческого горения. А так вот подумаешь, боже, как убоги картины этого излечившегося художника! Вот где может быть трагедия: он излечился, но то, ради чего он это сделал — его дар, творчество,— уже безвозвратно утрачено, пропито... Но судя по тому, что и как рисовал Митя до лечения, и тут трагедии тоже нет — как бы ли высокопарно пошлыми его картины, так они и остались таковыми. Путаными выглядят и размышления авто ра о природе алкоголизма. Он пишет, что на Западе «причинами этого несчастья ча ще всего являются неуверенность в буду щем, изматывающая работа, бедность и безработица». Ну, с Западом нам давно все ясно. А вот что он пишет о нашем об ществе: «...всегда присутствует личная при чина...», «...пить у каждого есть свой по вод... А излечиться может тот, «кто захо чет». Дескать, одного желания «захотеть излечиться» вполне достаточно для окон чательного излечения. Странная, однако, картина выходит по Ю. Скоробогатову: за хотел и вылечился, захотел и заболел... О, как нам просто было бы расправиться со всеми болезнями, если бы их можно бы ло вылечить уже одним только желанием больного к излечению! Но увы, ни одна из болезней, а в том числе и алкоголизм, не лечится одним только желанием больного быть здоровым. Это убеждение не только не способствует поискам путей к настоя щему лечению алкоголизма (что их искать? захоти — вылечишь себя!), но и не способ ствует настоящей профилактике болезни, выяснению общественных условий, порожда ющих эту болезнь, изменению этих условий (а что их выяснять? захотел и заболел!). Надо ценить и укреплять, но не переоце нивать и универсализировать, как и цель и средство, желание больного излечиться. О личном, индивидуальном, особенном в болезни, о том, что если алкоголик пере станет пить, то он и перестанет болеть — велеречиво пишет Ю. Скоробогатов. Так обстоит дело с лечением, немногим лучше и с профилактикой, особенно путем душе спасительных брошюр и искрометных дис куссий в прессе. Поборники «сухого закона» (а в наше время «сухой закон» для алкоголика — единственный шанс к продлению своей жиз ни) постоянно находят язвительных и ост роумных противников из лагеря, который выступает за неуклонное повышение куль туры выпивки, за красивое пьянство по всем правилам хорошего тона. И в этом им удалось достичь многого. В последние го ды невозможно почти увидеть, как шам панское или армнянский коньяк распивают
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2