Сибирские огни, № 2 - 1983
Этакой вот «безумной» специфики. Мы-де люди тонкие, мы с Бетховеном о жизни и смерти то и дело (вариант: на дружеской ноге), и если мы и снизойдем до вас, то это будет «популярно», но серьезно не вполне. Я отношу себя к тем, для кого ра ботают музыканты, то есть к слушателям музыки или, скажем так, к потенциальным слушателям, которые в большинстве своем и в самом деле достойны сочувственного презрения. Мы не умеем и не желаем музы ку слушать. Мы даже не стыдимся этого. Что, разумеется, прискорбно и плохо. Ибо тайна музыки есть одна из пленительнейших тайн жизни, а как наслаждение, сказал по эт, музыка, уступает одной только любви. И вот приятно было ошибиться во всех своих страхах. Книга оказалась проста, от крыта и, следовательно, благородна. Прият но, потому что когда находится вдруг хоро ший человек, который берет тебя за руку и с пониманием не только музыки, но и твоих неискушенных сил ведет тебя незнакомой до рогой, это мало сказать интересно, это ве зение, удача, это то, что оборачивается по прочтению книги благодарностью и утеше нием. Сергей Кручинин много лет играет на аль те в Новосибирском симфоническом оркест ре, но он не только музыкант, он еще и лите ратор; не так давно мы читали его повесть «Несчастный Мании» в сборнике «Дебют». Соединение двух таких качеств, согласи тесь, нечастое дело. Для данной же книги оно является и условием. Ведь часто музы кант, будь то 'композитор или эстрадный певец, выразить ощущения, которые он испытывает, работая в музыке, увы, попро сту не может. Он говорит, например: «Пес ня для меня все!» Красиво, конечно, и иск ренне, и даже как бы понимаешь, о чем это он, но... маловато. Такой, какой вышла, книга получилась не сразу. Форма искала себя и, кажется, нашла. Структурно это как бы история, с одной стороны, организации и становления Новосибирского симфонического оркестра, а с другой, более интересной, на наш взгляд, это история приятия оркестра ду шой самого героя-автора, приятия его как формы служения Музыке. История доста точно драматичная — с сомнениями, раз думьями и даже экспериментами. История прихода человека-музыканта к высокой идее жертвенности во имя Высшего. Ведь прино ся на алтарь общего дела пусть какую угод но, но свою, художественную индивиду альность, человек совершает серьезный поступок. Серьезный и достаточно редкий. История оркестра и история оркестра в душе автора переплетаются между собой, контра пунктируют и делают книгу интересней и богаче. Вообще жанр (художественный очерк или эссе), в котором выступает здесь Кручинин, представляется нам очень пер спективным, он таит в себе не задействован ные пока художественные возможности. Автор не прячется в таком произведе нии за каким-нибудь Антиповым или Ар тамоновым, он открыто выказывает свое лицо. Главное художественное приобрете ние здесь — отсутствие фальши, условно сти, которая есть неминуемо почти у лю бого «придуманного» произведения. Но здесь кроется и много опасностей. Напри мер, когда автор пишет о живых и живу щих людях, он рискует их попросту оби деть. А Сергей Кручинин обижать никого не хочет. И потому в иных местах это гро зит книге сделаться благостной, голубова той, даже неискренней. Например, портреты музыкантов, в особенности почерпнутые из их автобиографий («написанных по просьбе автора»), получились бледны, малоразличи мы, в принципе: все любят музыку, все хорошие, все самоотверженные. Один сде лал кронштейны для пюпитров, то есть еще более самоотверженный, чем все. Однако ж личностный-то колорит, мы думаем, прив носит в характер почти всегда неблагост ное, «плохое». И вот жанр, дающий, каза лось бы, ни с чем не сравнимое по художественному «приходу» ощущение жиз ненности, правды, оборачивается своей тене вой стороной. Именно в силу маленького плацдарма для условности, чтобы достичь художественного отрыва от плоскостного «газетного» взгляда на вещи, нужна серьез ная душевная работа и затрата, нужно мас терство. Вот еще одна волчья яма, в кото рую попадает Кручинин. «Я невольно вспо минаю (пишет он) слова писателя Юрия Магалифа: «Всем, кто хоть немного знаком с Новосибирским оркестром, с его историей, хорошо известно, что заслуги Арнольда Ми хайловича Каца перед культурой нашего города определяются не только его дири жерским мастерством и музыкальностью, но прежде всего поразительной энергией руководителя-организатора. Ведь примеча тельно, что оркестр...» И прочее. Зачем, думаю, это нужно цитировать? Или Кручи нин не верит себе, или он полагает, что мы ему не поверим?.. Ведь одна приведенная им фраза маэстро, когда, зайдя на репети цию чужого оркестра, приехавшего гастро лировать к нам в город, и прослушав его, он вдруг говорит: «Любимый город может спать спокойно!» — одна эта фраза рисует больше суть дела, чем пять цитат с таким, как в приведенной выше, поэтическим на пряжением текста. Часть материала, кажется нам, Кручини- ну просто не удалось пропустить через себя, осердечить, поэтому местами книжка стано вится описательной и нажимисто «культур ной», подобно популярным брошюрам, ко торые, может, и нужны в своем деле такими, какими их пишут, но мы-то здесь говорим о другом. В способностях же Кручинина подавать материал по-иному сомневаться не приходится. Вот кусочек из начала ве щи: «Жизнь в оркестре нам с периферии казалась не то чтобы неинтересной, но ме лочной: штрихи — аппликатура, апплика тура — штрихи, форте — пиано, вместе — не вместе. Кроме того, эта жизнь представ лялась нам слишком замедленной...» Чувст вуете музыку, ритм? Или когда автор рассказывает про то, как понял разгадывае мую всем оркестром музыку Шостаковича концертмейстер-гобоист Федоров. Будто бы человек пытается шутить, и у него все не получается, а потом вдруг получилось,— такое, мол, ощущение от музыки. Это хоро шо. Когда автор доверяет себе, своему чутью, когда он идет на риск, всегда почти выходит интересно. Например: «Было вели кое желание отстать и заблудиться, и од новременно была опасность отстать и заб лудиться». Когда же автор соглашается на клишированные пути «журналистского под-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2