Сибирские огни, № 2 - 1983
дань литературности. В основе его одна из «тарзаньих» историй о встрече дикаря с ци вилизацией, только Рытхэу потерял при этом живую непосредственность восприятия героями нового мира и заменил драматизм подобных ситуаций поверхностным опти мизмом. Экзотика, которая так чужда Рыт хэу, странно сочетается с элементами путе вого очерка, репортажа, а то и инструкции по подготовке районных работников. Все попытки Рытхэу придать сложность и даже трагизм событиям разбиваются об им же самим выбранную форму повествования, несмотря на желание автора представить сложность борьбы на два фронта: за души диких пастухов и против бюрократизма «бледнолицых жителей районного центра». В свете всего вышесказаного хотелось бы еще обратить внимание на молодую ненец кую писательницу Анну Неркаги, на ее по весть «Анико из рода Ного». Проблематика повести в том, что молодая дипломирован ная ненка, возвратившись из крупного со временного города в родное стойбище, в чум, ощущает одновременно и некое, тяже лое для нее самой, брезгливое чувство к неустроенному быту стойбища, и вместе своеобычную мудрость именно такого жиз неустройства: «Сидящие перед ней знают что-то очень важное и основное в жизни, чего не знает она, иначе не вели бы себя так спокойно и уверенно»; и болезненный разлад в собственной душе: она еще не мо жет бросить городскую жизнь, но уже стра дает оттого, что должна уехать из родного стойбища. В повести чувствуется и - сила характера, причем характера национально го, ненецкого, предпочитающего словам по ступки. Несколько слов в заключение. Не так давно клан международных ученых — «римских мудрецов» — предложил совре менному человечеству для решения ..слож нейших проблем современности отказаться от всех форм потребительской культуры. Как с этим перекликаются слова одного из героев Рытхэу из повести «Полярный круг»! На вопрос датского путешественни ка Кнута Рассмуссена, верит ли он в одну из тех сил, о которых говорит, шаман от ветил: «Да, в силу, которую мы называем «Сила» и которую нельзя объяснить просты ми ^словами. Это — великий дух, создав ший мир, погоду, всю жизнь земную, столь могущественный, что речь его к людям зву чит не в простых словах, а в снегопаде, дожде, бушевании моря, во всех явлениях, которых человек страшится, а также в сол нечном свете, сверкании моря, лепете и иг рах малых, невинных, ничего не сознающих детей. В хорошие времена Сила, не имея ничего сказать людям, исчезает в своем бесконечном ничто и пребывает там, пока люди не злоупотребляют жизнью, а чтят хлеб свой насущный. Никто не видел Силы; местопребывания ее — загадка; она — в одно и то же время — с нами и бесконеч но далеко от нас...». Эта мысль.о нравственных корнях связи всего живого на земле и является главным итогом раздумий писателей-северян о судь бах своих народов и всего человечества. ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2