Сибирские огни, № 2 - 1983

своих гсроев-чукчей- в нх столкновении с современностью. Причем именно парадок­ сальность реакции героев-чукчей на новей­ шие перемены и сообщает национальную содержательность, придает самобытность произведениям Рытхэу. И парадоксальность этой реакции не носит у •писателя сенсаци­ онного характера, ее истоки — в своеобыч­ ности мифологизированного сознания героев Рытхэу. Мифологизированное сознание пси­ хологически убедительно исследовано в сво­ ей естественной исторической среде, стало ясно, что же в опыте жизни чукчей пытает­ ся сохранить Рытхэу для современной исто­ рии. Прежде всего — их комплекс идей о духовности природы, о неких незыблемых, выработанных ею самой нормах жизни все­ го живого, включая и человека. Если видеть в природе лишь средство для трени­ ровки познавательной силы ума, жизнь че­ ловека обедняется. Недаром герою повести Рытхэу «Полярный круг», современному чукотскому школьнику, вдруг, когда он на­ чал проходить в школе планетарную систе­ му Мира, стало страшно в этом холодном и чужом мире. Герой другого рассказа Рыт­ хэу «Числа Какота» тоже потерял ощуще­ ние радости жизни, задавшись почерпнутой от «белых» идеей познать мир через евро­ пейскую систему исчисления, то есть абст­ рактно. Чукчи считали «двадцатками». «Двадцатка» — это человек, имеющий, как известно, по пять пальцев на руках и ногах. Эту меру счета Какот представлял ясно, ее было с чем соотнести. Но вот исписав циф­ рами всю толстую тетрадь, подаренную ему на пароходе Амундсена, и не получив ника­ кого результата, Какот растерялся перед бесконечностью цифр, он связал это с прин­ ципиальной непознаваемостью мира. Пыта­ ясь проникнуть в тайну бесконечно возра­ стающего ряда цифр, Какот забыл об охоте, о своих обязанностях мужа, потерял душев­ ный покой. Доверяя «белым» больше, чем себе, Какот мучается мыслью: «...доступна ли этому человеку (Амундсену,— Т. К.), который, как утверждают, покорил огром­ ные пространства и побывал на таком юге, что дальше уже вовсе ничего нет,—доступ­ на ли ему истина о бесконечно возрастаю­ щих числах? Скорее всего нет. Потому что Амундсен все время ищет конец. Конец зем­ ли. Значит, он уверен в том, что есть преде­ лы земным и водным пространствам. Но есть, кроме зверей, людей, растений — всего того, что окружает человека с самого рож­ дения и сопровождает до смертного часа, кроме того, что можно сосчитать, чему всег­ да можно найти конец,—числа. Бесконеч­ ный ряд чисел, волшебное возрастание коли­ чества. И есть ли конец этой бесконечно­ сти?.. Дело ведь не в том, что можно прибавить еще одну единицу... Это даже не­ возможно выразить. Это отрицание смысла жизни, отсутствие всякой цели. Ведь такого у человека не может быть! Это значит при­ знать бессилие человеческого разума!» Вко­ нец измученный, Какот отнес тетрадь с бес­ конечным рядом цифр в торосы и оставил там. Страницы тетради странно шевелились. Тогда Какот поджег тетрадь, чтобы не по­ пала она в руки другого охотника и не за­ ставила его биться над той же тайной бес­ конечности, которая лишила покоя Какота. Бумага хорошо горела, а цифры, кажется, сопротивлялись огню. После сожжения зло­ получной тетради, Какот ощутил желанный покой, простую радость бытия, повеселел: «Какот глубоко вздохнул и огляделся. То­ росы подступили ближе: надвигалась ночь. Бесчисленные звезды усыпали небо, и пре­ лесть была в том, что не надо было думать, сколько их на небе. Это было просто звезд­ ное небо. Небо со звездами или звезды на небе... Простые мысли, простая жизнь. Мо­ жет быть, это и есть настоящий смысл жиз­ ни?» Природную стихию жизни и культуры, ис-. кусства народов Севера нельзя игнориро­ вать, не уничтожая их специфику. В наш технический, индустриальный век глубокие отношения народов Севера с природой, то есть «мифологизм» их сознания,— это то, что могут -добавить они к нашему житей­ скому опыту, это одно из самых ценных общечеловеческих качеств их культур. Ду­ ховность природной культуры народов Се­ вера подчеркивал и О. Куваев: «Может быть, посмотреть, как мчится по кочкам вспугнутый олень, не менее достойное за­ нятие, чем слушать «Пиковую даму». Или свидетельство американского художника Рокуэлла Кента, много жившего среди эс­ кимосов Гренландии, подарившего им свое сердце: «Если бы жизнь всегда была такой, нужды в искусстве не было». А вот как расценивает фольклорно-ми­ фологическое мироощущение эвенков рус­ ский писатель Николай Яньков в своей по­ смертной книге «Закон предков»: «Мы-то чуть что... темнота, невежество, глупость! — говорит один из героев книги, эвенк с выс­ шим образованием.— Но я не думаю, что­ бы наши предки круглыми дураками были. Они умели замечать в природе все краси­ вое, грозное или торжественное. И это кра­ сивое ставили наравне с,божеством. Разве плохо? По-другому они не умели». На связь литератур народов Севера с фольклором обратил внимание и магадан­ ский литературовед Б. Комановский в сво­ ей книге «Пути развития литератур наро­ дов Крайнего Севера и Дальнего Востока СССР». По критическому замечанию друго­ го специалиста по литературам Севера, то­ же магаданца, К. Николаева, «фольклор был искусственно заложен... Б. Комановским в фундамент такого надуманного здания, как «национальный художественный стиль младописьменных литератур». Я думаю, что в этом споре прав Б. Комановский. Он обратил внимание на некий «природный фе­ номен» в произведениях писателей-северян в связи с разбором творчества чукотской поэтессы Антонины Кымытваль. В стихах Кымытваль «горизонт», всегда близкий и недостижимый, расценивается поэтессой как путеводная звезда для человека в при­ роде, и Б. Комановский видит в этом при­ мер «самобытности художественного зре­ ния» и заключает: «Так чувство, присущее жителю тундры, возвышается до общечело­ веческого, поэзия находит символ». А вот К. Николаев, оценивая в своей кни­ ге «Севером овеянные строки» литературы народов Севера как «очень самобытное со­ циально-эстетическое явление искусства со­ циалистического реализма», не всегда улав­ ливает специфику их самобытности. Ему, например, нравится роман Рытхэу «В доли­ не Маленьких Зайчиков». Это одно из не­ многих произведений Рытхэу, где он отдал

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2