Сибирские огни, № 2 - 1983
ное в природе, что нельзя трогать даже ради того, чтобы «вскрыть механизм и по смотреть». Здесь куда разумней удовлетво риться уважением к Великой Тайне приро ды, которой человек обязан рождением. Фольклор, миф писатели-северяне исполь зуют в своем творчестве как живую правду человеческой истории. Встречается ли он у них прямо, как у Ю. Шесталова или Вл. Санги, или опосредованно, через обра зы реалистического повествования, писате ли обязательно передают фольклорное ми роощущение своих героев. В повести молодой ненецкой писательни цы Анны Неркаги «Анико из рода Ного» такие понятия, как «лицо дня», «взгляд солнца», осмысленные движения ветра, предсмертный разговор с землей как с ма терью, являются чертами живого сознания современного ненца. А герой рассказа Вл. Санги «Изгин» старик Лучка смысл сво ей жизни находит в слиянии ее с природ ными циклами. Кочует в строгом соответст вии со сменой времен года то к реке, чтобы запастись рыбой на зиму, то в тайгу, чтобы ровно в срок открыть охоту на пушного зве ря. Это настолько вошло в его натуру, что, перейдя, с образованием колхозов в нивх ских селах, к оседлому образу жизни, он передвигает скудную мебель в своем доме, чтоб как-то имитировать кочевье. Санги кладет фольклор в основу всей нивхской культуры. Так, думается, следует прочитывать его оригинальные произведения по мотивам нивхских легенд, вошедшие в сборники «Легенды Ых-мифа» и «В царстве владык». Они —свидетельство историческо го происхождения «мифологического» созна ния нивхов, неразрывно связанного с куль том духовного начала в природе. А послед ний роман Санги «Женитьба Кевонгов» — это воспроизведение «фольклорного» образа жизни и мироощущения нивхов конца прош лого — начала этого столетия, гибнущих под тлетворным влиянием надвигающихся капиталистических отношений с их культом наживы, социального цинизма, бездуховно сти. Жизненность мифологического миро ощущения героев произведений Санги под мечает и М. Пархоменко в книге «Рождение нового эпоса», сравнивая его с романтиче ским истолкованием нивхской легенды в по вести Ч. Айтматова «Пегий пес, бегущий краем моря». Творчество Ю, Шесталова все пронизано образами мансийского фольклора — от ран ней «Югорской колыбели» до поздних «Языческой поэмы» и «Тайны Сорни-най». В повести «Тайна Сорни-най» легенда вос создается в той лексической, стилевой и рит мической манере, как она бытует в народе. Более того, она обогащается проницатель ным интересом к ней современного образо ванного молодого человека, за которым угадывается и автор. Писатель в публици стической форме защищает мифологическое мироощущение своих героев от нападок- обвинений в дикости, несерьезности, неглу бокое™ или, как еще говорят, «знахарстве» Вспоминается и живая реплика Ювана Ще- сталова: «У нас была история» —в ответ на сомнение в историчности мифологизирован ного самосознания народов Крайнего Севе ра. Но не всегда в художественной ткани своих произведений писатель достаточно ор ганичен в передаче живого смысла мифоло гизированного сознания своих героев. В «Тайне Сорни-най» легенда — неразгадан ная тайна, открытый вопрос. В других своих произведениях Юван Шесталов идет на уп рощение этой тайны, пытается свести ее смысл к злобе дня: к успехам промышлен ного освоения Севера в очерковой книге «В краю Сорни-най», к сиюминутной проб лематике охраны природы в «Языческой поэме», к элементарной моральной нравст венной и социальной назидательности в «Сказках таежного игрища». В повести «Югорская колыбель» мансийский фольклор играет роль некоей развернутой метафоры, параллели событиям современной истории, в частности, становлению советской власти на мансийской земле. В результате обедня ется содержание мансийской легенды, упро щаются революционные события в Югор ском краю. Так, в произведениях Ю. Шесталова тра диционный медвежий праздник у манси прочитывается только как пышная метафо ра их культуры. Тогда как все праздники народов Севера по поводу «убиения», «ни зведения» (но не убийства!) зверя, медведя, кита для употребления его в пищу —это своеобразный ритуал, обряды народов Севе ра, знаменующие высоту их отношений с природой, в которой они всегда, каждую минуту чувствуют себя как в храме и соот ветственно ведут себя. Они не просто съеда ют добычу, но выпускают на волю дух жи вотного, для новой жизни в природе. Все отношения с природой оформляются как об ряд уважения, почтения, преклонения, бла годарности. Исчерпывающую картину такого ритуала изображает Санги в «Женитьбе Кевонгов». Только так и прочитывается это произведе ние всерьез. У Рытхэу его психологически живые персонажи не сразу и с трудом выявили источник своеобразия своего взгляда на мир, фактически только после появления сов ременных легенд, с которыми сразу начала угадываться связь всего творчества Рытхэу. Очевидной переклички с фольклором, как у Шесталова и Санги, у Рытхэу не было. За то, как оказалось позже, у него было живое мироощущение легенды. Ну а возможность сравнить творчество Рытхэу, Шесталова, Санги, когда они «пересеклись», оказалась плодотворной: все встало на свое место, сра зу стало очевидно — где элементы этногра физма, где беллетризации, где духовность писательского слова. Почему так живо, с такой, по большому счету, злободневной связью с современностью прочитываются современные легенды Рытхэу? Потому что слово писателя духовно; в этих вещах у Рытхэу нет ни этнографизма, ни беллетри зации. Они осветили весь творческий путь писателя. Каким богатым смыслом наполни лась психология героев, раньше в чем-то и непонятная, как углубилось содержание! Столкновение мифологического сознания народов Севера с современной действитель ностью, с классовой теорией развития обще ства в произведениях Рытхэу «Сон в начале тумана», «Иней на пороге», «Белые снега», «След росомахи», «Конец вечной мерзлоты» вызывает острейшие психологические, миро воззренческие и бытовые конфликты. Рыт хэу последовательно, глубоко и с разных сторон раскрывает особенности сознания
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2