Сибирские огни, № 2 - 1983
мир (море, небо, земля) един, обитаем, род ствен. История древняя, силой Великой Любви сделавшая Кита человеком, продол жается. По легенде все на земле братья и остаются ими и теперь, хотя в легенду не верят. Надо вернуть людям это ощу щение. Рассказ «Отлек», думается, должен бро сить свет на характер всего творчества Рыт- хэу. Как в программе памяти, в нем зало жена тайна прелести первых бесхитростных произведений Рытхэу —и их органичность, и серьезность мировоззренческих поисков писателя, который в своих крупных полот нах рассматривает чукотскую культуру в контексте всей советской и мировой культу ры, ищет ей место в современном мире. Что .такое произведения Рытхэу? Это прежде всего образ Чукотки. Как Эмуль своего отлека «мучительно выдирала из своего сердца», так рождаются и произве дения Рытхэу: «Я сажусь писать и возвра щаюсь на родину». Интерес к природе, фольклору сейчас объединяет многих советских писателей. 1^о на этом фоне писателей-северян характери зует то, что в их произведениях фольклор и природа — нераздельно слились. Герой повести Ювана Шесталова «Тайна Сорни-най» пытается понять особенности мировоззренческих убеждений своих пред ков. Сорни-най, Золотая богиня, которой издревле поклонялись манСи, означает для него не только залежи полезных ископае мых, но и некое духовное начало в природе. У народов Севера есть поверье, что «нельзя копать тело земли». И в Сергее, по собст венному признанию, силен этот «зов пред ков», уважение к «тайне природы», «миро вому закону». Будучи представителем од ной из современных профессий и вместе но-1 сителем древней психологии своего народа, Сергей ратует да отношение к человеку как одному из биологических видов, жизнь ко торого в природе неразрывно связана с дру гими биологическими видами. Вот характер ный мотив этой повести: «...Илья-Аки, за певая песню, восхвалял... весь этот чудесный лес, с его священными лиственницами, кед рами, березами, елями, в которых нередко живут духи умерших людей, богов, всю эту щедрую тайгу, населенную духами в виде соболей, белок, куниц, орлов, боброб, медве дей, лосей, оленей, выдр... Он пел о небе, где живут высшие боги, пел о земле, где ря дом с настоящими людьми уживаются тва ри, пел о воде, как о вечно льющейся, неис сякаемой жизни, пел о мироздании, в кото ром все одухотворено, где все вечное, пере ходящее из одного состояния в другое. О слабом человеке, песчинке в этом огром ном и сложном мире...». В повествовании много старинных мансийских легенд, сказа ний, в которых человек выступает на рав ных со зверем, между ними есть взаимопо нимание, общий «язык». Смысл реалистиче ского и мифологического действия в том, что природу нельзя потреблять, но в ней можно и нужно жить. Поэтому золотую скульптуру Сорни-най, которой манси по клонялись бескорыстно, они на протяжении веков скрывают от любопытных путешест венников, опасаясь утилитарности их инте реса. Может быть, такой скульптуры и во обще не существует, но высокий смысл это го образа разлит в повести как символ ду ховности природы. И в этом глубинная суть убеждений манси. Одухотворенность природы конкретизиро вана в произведениях писателей-северян «разумом» ее примет, ее реалий, как в, фольклоре, только это фольклорное созна ние — живое. Конкретным изображением, мироощущения народов Севера интересна. повесть хантыйского писателя Еремея Ай- пина «В тени старого кедра». Природа на полняет жизнь героев повести «до краев»; она главный источник их мироощущения, играет в их жизни не прикладную, а некую самодовлеющую роль. Тайга, костер, звери, птицы, реки и озера одушевлены, но не на ивно, примитивно, а с чувством глубокой убежденности. В поведении зверей ханты подмечают много «человекоподобного» в от- ношениях в семье, в переживании смерти. Разве что у зверей побольше доброты. Они к человеку со всей «душой», а он часто из меняет этому непреложному закону приро ды, находясь во власти сиюминутных забот и корыстных расчетов. В чем-то главном звери ближе к природе, лучше понимают ее, потому так и уважают их ханты. Одушевле ние природы у Айпина не надо путать с элементарным литературным анимализмом. О «сверхразумном» поведении живой и «не живой» природы говорится очень тонко, це ломудренно, хотя в наш технический век нам легче поверить в возможность искусст венно культивировать «разум» у механи ческого робота, нежели увидеть этот разум в живых глазах зверя. Особый интерес представляет глава «У священного бора». Есть такие у народов Севера заповедные места, озера, речки в тайге, где они не охотятся, не ловят рыбу. Там зверь может быть спокоен за свою жизнь. Принято думать, что там звери и птицы размножаются и разбегаются по^ все му свету. Это своеобразный природный то тем. В повести Айпина «священный бор» озч начает начало мира, природы, истории. В описании священной рощи нет красот, за то есть радостный, живой трепет от общения с ней: Отношение к ней хоть и свя щенное, но не коленопреклоненное, радост ное для человека и необходимое ему. В пове сти Айпина в священном бору заготовители начали рубить лес. У Ювана Шесталова в «Югорской колыбели» подобная ситуация: в священной Сосьве добывают знаменитую сосьвинскую селедку. Для героев Ювана Шесталова это большой «грех». Если пере вести на современный язык, то это экологи чески неграмотно, чревато последствиями. Такие «священные» места призваны оста навливать человека от потребительского от ношения к природе.. «Люди говорят, что Стреляющий Глухарей (герой повести Ай пина.— Т. К.) великим медвежатником был и за свою жизнь много медведей низвел? —. спросил Микуль... — И много. И мало. Сколько ему поло жено было, столько и низвел. Больше этой меры он никогда зверя-птицу не трогал. И рыбу тоже. Он знал свою меру, — А кто ему эту меру определил? —за интересовался Микуль. — Кто? — спрашиваешь... Видно, Земля определила. Небо определило. И сам, мо жет, тоже определил. Потому и был вели ким, что меру свою знал». «Священный бор» —нечто неприкосновен-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2