Сибирские огни, № 2 - 1983

трудно обратить в свою веру других людей, стать для них лидером. В этом мы еще раз убеждаемся, знако­ мясь с главным героем романа А. Проха­ нова «Место действия» — директором круп­ нейшего нефтехимического комбината Пуш­ каревым. ■ С первых, же страниц романа Пушкарев открывается читателю как романтик дела, поэт технического прогресса. Среди хаоса строительной площадки, хозяйственных не­ урядиц, текучки, авралов, капризов приро­ ды, сложности взаимоотношений, — среди всего этого «броуновского» движения Пуш­ карев, словно воочию, видит и легкие, изящные, стремительные линии своего де­ тища, и преображенный лик глухого неког­ да края: «...Стальные блестящие скрепы на­ сосных станций. Острые иглы опор. Медная дратва, продернутая в шрамах и швах. Аэродромы, как пластыри, мерцание металла. И в сумерках сочные, в брызгах тампоны — красное пламя факелов». Такая откровенная поэтизация техниче­ ского прогресса у А. Проханова не само- цельна. Здесь — позиция. В преобразован­ ной умной техникой земле писатель глазами своего героя видит строгую, четкую красоту. Не ту традиционную, исконную красоту древней матушки-природы, а рукотворную красоту технического гения человека, по­ рой, может быть, и болезненную, как бо­ лезненна бывает операция косметолога, но, по мнению автора, красоту, необходимую нынче и целесообразную, которая стано­ вится такой же естественной в сознании новых поколений людей, как и первоздан­ ная красота рек, тайги, тундры... Не слу­ чайно журналисту из центральной газеты Пушкарев говорит в защиту техники весь­ ма необычные, с точки зрения привычных ревнителей природы, слова: «Да понимаете ли вы, что драма природы — это в первую очередь драма техники? Спасать надо тех­ нику! Непонимание, неприятие техники, тай­ ная к ней враждебность, бессознательный, доставшийся нам по наследству первобыт­ ный инстинкт приводят к гибели техники и, как следствие, к крушению природы». Пушкарев, разумеется, не только поэт технического прогресса. В еще большей сте­ пени он рационалист, технарь в самом жест­ ком и узком понимании этого слова, пре­ красный администратор. Но неизбывное чув­ ство красоты и поэзии в душе не дают ему ограничиться сугубо деловыми качествами. Мы видим Пушкарева и как тонкого цени­ теля искусства, и как чуткого, душевного человека, способного войти в мир отдельной личности, способного на высокое чувство любви. Рационализм и «художественное», если так можно выразиться, восприятие фо­ кусируются в нем, а это несомненно гума­ низирует образ Пушкарева и, кстати, за­ метно отличает его от узконацеленных раци­ оналистов типа Чешкова. В связи с последним обстоятельством мы никак не можем согласиться с критиком В. Боборыкиным, утверждающим, что «Пушкарев — это одна из модификаций Чешкова или попросту — Чешков более высокого ранга»1. Другое дело, что в своем, несомненно 1 В. Б о б о р ы к и н . На конкурсе времени. «Литературное обозрение», 1980, № 7, с. 16. похвальном, стремлении опоэтизировать, одухотворить технический прогресс (чего нашей производственной литературе как раз очень не хватает) А. Проханов, порой, те­ ряет чувство меры, переступает ту грань; за которой одухотворенность переходит в свое противоположное качество — бездухов­ ность прагматизма. А грань эта начинается тогда, когда писатель принимается абсо­ лютизировать красоту технического прогрес­ са, фетишизировать его совершенство. И тогда действительно прекрасные сами по себе технические пейзажи приобретают вдруг зловещие оттенки мертвенно-холод­ ных восковых цветов: «И уже вздымались ветвистые фермы, наполняя пространство ребристой листвой. Сталь вырастала, кусти­ лась. Новый лес, сваренный из двутавров, качался, скрипел, сыпал огненные семена. И казалось, в железных кронах скачут же­ лезные птицы, у железных стволов ходят железные звери, искрятся, дымят». Жутковатое, признаться, зрелище. Желез­ ное, искусственное, бездушное подавляет живое. Гак и хочется воскликнуть: «Упаси нас, боже, от такого технократического рая!» Одно дело пытаться создать, как о том мечтает Пушкарев, «гибрид естествеЦ- ной природы и индустрии», другое — ме­ ханически внедрять технические колоссы в лоно природы, забывая о гармонии, о грани, когда кончается сосуществование и начинается подавление техникой природы. Издержки подобного рода не отнесешь к разряду случайных в романе А. Проханова. В какой-то степени они даже логичны, ибо вытекают из всего творческого облика писа­ теля. И не только его одного. Дело в том, что и О. Куваев, и К. Лагу­ нов, и А. Проханов — не просто литера­ торы романтического склада, но и писатели- максималисты, которые намеренно идеали­ зируют своих героев, иной раз ставят их вне или над реальными жизненными про­ цессами. А объясняется это, вероятно, тем, что названные писатели стремятся не толь­ ко отобразить своего современника, но и увидеть в нем, сегодняшнем, героя недалеко­ го будущего. Степень идеализации у каждого из авто­ ров различна. Бакутин К. Лагунова ви­ дится характером более типическим, пред­ ставленным в более реальных обстоятельст­ вах. Многими своими чертами в нем отража­ ется и Василенко, и Фомин, и многие дру- тие активные строители Турмагана. Но, глав­ ное, что делает данный характер действи­ тельно типическим, — мощное сопротивле­ ние реальных жизненных обстоятельств и отношений, сопротивление той среды, в ко­ торой живет и действует главный герой ро­ мана «Больно берег крут». В гораздо большей степени идеализирован Пушкарев у А. Проханова. Причем, идеа­ лизирован не только сам образ, но и об­ стоятельства его существования. В отличие от Бакутина, действующего в условиях ны­ нешнего освоения Сибири, Пушкарев прак­ тически лишен какого бы то ни было серь­ езного противоборства и сопротивления среды. Если оно все-таки возникает, то в сравнении с маштабом личности Пушкарева является величиной ничтожно малой, прояв­ ляющейся по большей части тогда,.когда необходимо очередной раз продемонстриро­ вать положительные стороны героя. . 11 Сибирские огни № 2

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2