Сибирские огни, № 2 - 1983
тателя на том внутреннем напряжении и том духовном подъеме, которые владеют героями этих произведений. У К. Лагунова и А. Проханова немало весьма впечатляющих по изобразительной силе и экспрессии картин, рисующих ситуа ции, в которых требуется предельная моби лизованность и напряжение всех человече ских сил. Но заметим, оба писателя в вы сокое романтическое звучание, отличающее эти картины, не боятся вводить сугубо про заические, приземленные диссонансы, кото рые, на первый взгляд, снижают тональность повествования, становясь как бы ложкой дегтя в бочке меда, тем не менее на самом деле еще более усиливают ощущение дра матизма момента. Так, у К. Логунова ма гистральный трубопровод лопнул, потому что «диспетчер зевнул», в «Месте действия» теплотрасса нарушена в лютый мороз по вине пьяного бульдозериста, разворотивше го один из колодцев. И тогда снова возникает вопрос: а нуж на ли романтика в литературе о Сибири? Ведь вот она, реальность — недосмотр и халатность привели к аварии; надо, видимо, дисциплину поднимать, а не романтический тонус. Однако, прочитав на едином дыхании друг за другом «Место действия» и «Больно берег крут», мы обнаружим, что ответ, по существу, уже найден: без романтической энергии, романтической пропитки характер современного первопроходца не только ока жется пресным, безликим, но и потеряет одно из самых замечательных своих свойств,— увлекаясь, зажигаясь, увлекать и зажигать других, вести за собой. Бесстра стность и объективизм служат такую же плохую службу в .изображении характера современника, как и неумеренность, роман тические излишества. С. Алексеев, о повести которого в статье уже говорилось, деловито, скрупулезно и на меренно бесстрастно рассказывает читателям о жизни отряда изыскателей. Его герои не испытывают ни восторга, хотя работа очень важная и увлекательная — ведутся изыска ния створа будущей ГЭС, ни восхищенного удивления, хотя вокруг неповторимые по красоте места; и надрыва в повести нет, нагнетания драматизма, хотя досадные не предвиденные случайности тоже ведут к тяжелым перебоям в работе. И в этой по вести конфликт строится на традиционной аварии — в самый ответственный Момент ломается буровой станок, замена которого ведет к большим простоям. Начинаются пе реговоры на разных уровнях служебной лестницы, но все заканчивается .буднично просто: авария ликвидируется в рабочем порядке (один из буровиков буквально у себя под ногами подбирает необходимую для станка деталь). Производственная жизнь маленького коллектива отражена ав тором довольно зримо, хотя и без внешних эффектов и романтических красивостей. Но, стремясь честно, без прикрас рассказать о буднях первопроходцев, С. Алексеев впада ет в другую крайность — напрочь забы вает, что душа человека труда — это не только рабочая проза, когда сплошь на кидки и неурядицы да «изматывающая авральная работа», но и трудовая поэзия, которая, в конце концов, дает как бы второе дыхание для продолжения начатого дейст вия. И, полностью игнорируя романтиче скую устремленность человека дела, подме няя ее производственной необходимостью, механической, изо дня в день повторяющей ся трудовой будничностью, С. Алексеев за ведомо обедняет своих героев, выхолащивает живые человеческие отношения. Здесь уместно вспомнить роман замеча тельного советского писателя О. Куваева «Территория». В нем тоже, по верному вы- ражению О. Салынского, «работа для ге роев романа — единственно возможное средство выражения личности» •. Но какое выражение! Не нудная обязанность рабо тать, а «умение работать... ежечасная го товность к работе» отличает куваевских ге роев, и еще — «преданность вере, что это и есть единственно правильная жизнь на земле». Не случайно жизнь для О. Ку ваева вообще ассоциировалась с непрерыв ным геологическим маршрутом, где преодо ление считается нормой существования, одним из обязательных условий данного образа жизни. Именно эта преданность де лу, вера в дело, пронизанная «энергией страсти», резко выделили в свое время роман «Территория» из ряда тематически однородных произведений, и он до сих пор привлекает внимание читателей. Один из первых в нашей литературе О. Куваев проложил новый маршрут: по казал людей не идущих за романтикой, а романтиков по своему существу, для ко торых нет жизни вне дела, но и нет дела вне его красоты и поэзии. Я, наверное, нс ошибусь, если скажу, что А. Проханов и К. Лагунов продолжают направление, взятое О. Куваевым. Однако О. Кув'аев наметил "не Только но вый литературный маршрут;_он дал в «Терри тории» новый тип романтического героя, ге роя, так резко отличающегося от своих пред шественников, воспетых «голубой романти кой». Впрочем, говорить, наверное, следо вало бы о двух разновидностях этого ти па, представленных в образах Чинкова и Бакланова. Бакланов в чем-то повторяет и продолжает, развивает Чинкова. Бакутин К. Лагунова и прохановский Пушкарев тоже по-своему продолжают и развивают те основы характера романтиче ского героя сегодняшнего дня, которые были заложены в центральных персонажах «Тер ритории». Сопоставляя Чинкова и Бакланова с Бакутиным и Пушкаревым, хочется обра тить внимание вот на какую объединяющую их особенность: они — лидеры, но лидеры не просто по должности, номенклатурной разнарядке или специфике выполняемого задания, ,а лидеры по состоянию души, лидеры в силу богом данной «энергии стра сти», способности преодолевать самим и ве сти на преодоление других. Конечно, можно возразить, что лидер во все не обязательно романтик в душе. Но с этим едва ли можно согласиться, если, разу меется, понимать романтику не как пустую восторженность или жажду экзотики: без серьезной мечты, без горячей устремленно сти к ней, без страсти к действию, напря женнейшему труду и поиску нового — без существования всего этого в себе самом «О. С а л ы н с к и й . Человек в пути. «Вопро сы литературы», 1979, № 3, с. 23.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2