Сибирские огни, № 2 - 1983
и нужуо жить не на «пределе», и создает ся этот предел зачастую искусственно. «У недоношенного хилого Турмаганского нефтепромыслового управления не было ни чего для промышленной добычи нефти, зато в кармане начальника НПУ, комму ниста Бакутина, всеми инстанциями . ут вержденный план, где кривая добычи раке той устремилась вверх... А где было взять нужные для такого взлета руки? На чем везти миллионы тонн механизмов, метал ла, труб, бетона?» И начинается — «тру бы — вертолетами, глина — вертолета ми...» Как следствие, накладки, технические и организационные неурядицы, авралы, ЧП: летом техника тонет в болотах, а люди не вылезают -из болотной няшй, зимой лопают ся трубы нефтепроводов, размерзаются ото пительные системы, выходят из строя меха низмы (никакой гордости, никакого поэтиче ского восторга по поводу того, что «металл не выдерживает, а люди выдержи вают», К. Лагунов не испытывает). А ведь, кажется, стоит только послушать ся совета одного из героев романа «Боль но берег крут» бурильщика Шорина, и все пойдет, как надо. «Нет бы пообустроиться сперва, -— говорит Шорин. — Дороги там, жилье, кустовых с. дожимными настроить, а опосля в один год жимануть за прошлый, за нынешний, и за год вперед. Сколько бы сил человечьих сберегли...» И впрямь, сколь ко бы проблем разом решилось при таком подходе к делу: и экономических, и соци альных, и бытовых! Иначе и работа на износ при отсутствии элементарных удобств, и семейная разобщенность, когда «дичают» «вынужденные» холостяки, и полнейшая не занятость свободного времени, от которой молодежь «дичает» не меньше, чем от се мейной разобщенности, и еще масса дру гих «мелочей», типичных для начального этапа любой сибирской стройки, создают в конце концов тот самый «паводбк неуря диц», который сказывается не только на качестве строительства, ‘не только на делах производственных и здоровье коллектива, но и на каждой конкретной личности, порой травмируя и надолго выводя ее из строя. В романе «Больно берег крут» это понят но многим: от простых рабочих до высокого министерского начальства. Главный герой произведения Гурий Бакутин так отвечает Шорину на его правду-матку: «Не надо академий кончать, чтобы два на два помно жить! Сперва обустройся, потом добывай нефть». И он изо всех сил бьется, чтобы поднять свое детище — Турмаган. И в то же время Гурий Бакутин, хозяин Турмагана, кому лучше других известны беды и нужды встающего на ноги в сибирской глуши неф тедобывающего гиганта, вместо того, чтобы все силы бросить только на выполнение те кущего плана и на обустройство, на чем, кстати, и настаивает непосредственный шеф Бакутина начальник нефтетреста Ру- марчук, вдруг начинает думать о перспек тиве, создает себе и тресту дополнительные трудности (он выдвигает идею ликвида ции факелов, предлагая промышленную пе реработку газа и закачку его в нефтяной пласт). Здесь нет противоречия. Понимая и при нимая близко к сердцу нужды своего бес покойного хозяйства, Бакутин понимает и другое, в чем сказывается не только его дальновидность, но и развитое чувство граж данственности, в отличие от Румарчука, Шорина или главного инженера Турмаган ского управления Лисицина: «...Наша энер гетика голодает нынче. Почему? Да потому, что не черепашьим ходом вперед жмем». Слова эти напоминают вот о чем. Диспро порция между темпами строительства и темпами обустройства родилась не сегод ня, и были тому объективные причины. Се годня она продолжается, а точнее, ви димо, — заканчивается. На протяже нии многих десятилетий она являлась приметной и закономерной чертой всего на шего хозяйства и была следствием некото рых исторических особенностей развития Страны Советов. Дело в том, что с первых же дней эконо мика Советского государства была вы нуждена развиваться форсированными тем пами, постоянно находясь на пределе сво их возможностей, а то и перекрывая их, выходя на новые, невиданные в мировой практике рубежи. Естественно, что наращи вание мощностей на одном участке не мог ло не сказаться на другом — социально- бытовом, которому волей-неволей приходи лось уделять значительно меньше внимания. Разумеется, и в этой области со временем принимались гигантские усилия, но уже со значительным отставанием. Образно говоря, наше хозяйство вынуждено было то совер шать экономические марш-броски, то под тягивать отставшие тылы быта. Войны, раз рухи, затяжная изоляция в условиях капиталистического окружения, непрекра- щающаяся борьба за экономическое и политическое первенство с развитыми стра нами капитала — все это и определило в основном в качестве оптимального именно такой ход становления нашей экономики. Иначе говоря, в силу разных причин на первом месте всегда стоял план, произво дительность, величина отдачи, а не то, какими усилиями и средствами они дости гаются. Нынче наблюдается тенденция к активно му выравниванию вышеназванной (Диспро порции, однако о полном равновесии го ворить пока рано, тем более, когда речь идет о вновь осваиваемых пространствах Сибири, края, которому уготована миссия развиваться опережающими темпами по сравнению с другими районами страны. С этих позиций не вызывает удивления до вольно-таки неожиданное решение И. Ви ноградовым и К. Лагуновым традицион ной в общем-то схемы: противостояние про тивоположно заряженных сторон (или как они , обычно именуются применительно к произведениям производственной прозы, —. «новаторов-консерваторов»). Действитель но, так оно как будто и есть. Бакутин —. новатор, поскольку призывает к нововве дениям, к увеличению производительности, ратует за резкое повышение добычи нефти, а вот Румарчук -— консерватор, потому что сдерживает наступательный пыл начальника Турмаганского нефтеуправления. Инженер Варламов из романа «Плотина» — тоже но ватор, по всем параметрам инженер самой современной формации, уповающий ¡прежде всего, на деловую педантичность, ритмич ность и дерзость инженерной мысли, в то время,, как замминистра и в-месте с ним начальник строительства ГЭС Острогор-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2