Сибирские огни, № 2 - 1983
жена «Нина съехала с проселка, с пробитой колеи, с ровной семейной дороги не некую призрачную романтическую тропу, возже лала сладкой жизни и покинула Павла». Что ж, конфликт очень злободневный. Се мейная разобщенность строителей, изыска-, телей, моряков, буровиков, связанная со спецификой профессии, зачастую и в самом деле приводит к драматическому разладу в личной жизни. И добротное ху дожественное исследование, посвященное этой проблеме, можно только приветство вать. А именно такого рода исследование вправе был ожидать читатель от новой по вести В. Поволяева — литератора, много сил, энергии и таланта отдавшего художе ственному освоению Сибири, характеров людей, ее населяющих и преобразующих, побывавшего в самых горячих точках это го гигантского края и знающего его забо ты и проблемы не понаслышке, не из вто рых и третьих рук. К глубокому сожалению, подобного ис следования не получилось. Мы становимся свидетелями ряда романтических и не очень романтических приключений, проис шедших с Гуровым после ухода жены, ря да сменяющихся, соответственно очередно му приключению, состояний героев, точнее — опять же Гурова, поскольку о бывшей его половине узнать удается очень немно го: красива, муж прозвал ее «Нинка-кар- тинка» и ей «осточертело жить в таежной деревушке», а потому она без труда под далась уговорам подружки, расписавшей ей, какая райская жизнь у стюардесс. Состояния и переживания Гурова более разнообразны и автором более развернуты; на них-то, собственно, и держится повесть. А события разворачиваются так. Гуров берет отгулы и бросается искать Нину, без которой ему и жизнь не мила. На пути своих поисков он и с неким бичом стал кивается, и драку в ресторане затевает, многое с ним случается, пока, наконец, не попадает он в постель к статной офици антке. От нее заслуживает он комплимент, что «сильный мужчина» и успокаивается, подведя под, прямо скажем, неожиданно завершившиеся поиски дорогой жены сле дующую философскую базу: «Изменив Нине, он никогда больше нр будет искать ее. И вообще... Этого потребовали обстоятель ства, само движение времени». И кончает ся повесть «Долгий заход солнца» тем, что Гуров забывает свою «Нинку-картинку» и вместе с новой пассией отбываёт в тайгу, чтобы вдвоем переждать страшную сибир скую зиму с «лешачьим хохотом, с воем ме телей и щелканьем звероватых морозов». Как видим, семейно-бытовой конфликт в среде современных преобразователей Сиби ри, взятый В. Поволяевым для художест венного осмысления, решается все в том же псевдвромантическом ключе, что' и про изводственный, когда более важным ста новится фон, антураж, экзотическая! под робность, нежели психологическая углуб ленность в характер и судьбу героев. И читая многие произведения художест венной прозы о сегодняшней Сибири, не вольно ловишь себя на мысли, что все эти отчаюги Июфера, суперменистые буровики, колоритные, со смаком изображенные бичи и глянцевые стюардессы есть не что иное, как детали, •штрихи, красочные подробно сти рекламно-туристского проспекта, вы даваемого столичному обывателю за нату ральную Сибирь. У Николая Самохина есть рассказ «Толь ко правда». Двое из крупного- сибирского города едут к южному морю. В вагоне они слышат, как один из пассажиров бессовест но врет о Сибири, рассказывая всякие не былицы, и про себя клянутся говорить о родном крае только правду. Но, оказыва ется, правде этой не так-то просто пробить себе дорогу. Двум сибирякам, отчаявшим ся честно поведать о своем городе, начи нают верить только тогда, когда они пуска ются традиционно нагонять страху про жуткие морозы, страшную глушь и дикость и, разумеется, медведей, которые букваль но в окна заглядывают, не давая чаю на питься. Картина, нарисованная Н. Самохиным, не так уж далека от истины. Разумеется, все мы читаем газеты, слушаем радио, смотрим телевизор, словом, впитываем ре гулярно поток вполне объективной инфор мации и умом, конечно, прекрасно понймз- ем, что сегодняшняя Сибирь по уровню ци вилизации едва ли уступает (а во многом и превосходит) старые, обжитые районы страны. Однако инерция 1иного представле ния о Сибири, кондового ее стереотипа с традиционными «лютоморозными» страстя ми, с «дичинкой» довольно цепко держится в памяти людей, никогда не видевших этого края. И разрушается созданный в незапа мятные времена миф долго, трудно, не сдаваясь даже перед всеобъемлющей инфор мационной осведомленностью. И виноваты тут не только соответствующие слухи и байки, но и, как ни странно, как ни пе чально, — музы: театр, кино, телевидение и литература. Они-то зачастую и формиру ют образ Сибири именно таким, пусть да леким от истины, но зато вполне соответ ствующим вкусам потребителя от искус ства и литературы. Отсюда не случайно в некоторых «сибир- • ских» произведениях такое обилие дикой экзотики, а точнее и проще говоря — «си- бирятины», которая буквально подавляет читателя. Косяками ходят по страницам иных повестей медведи, а уж медвежьи истории выдаются одна страшнее другой. Впрочем, медведи — это, как говорится, еще семечки, дань традиции. Вас, «на пол ном серьезе», могут уверить, что городскую собаку никак нельзя ^пускать в тайгу, по скольку «ее под первым же кустом какой- нибудь доходяга заяц и смолотит. За ми лую душу умнёт и косточек не оставит». Но и это не самое поразительное. Одним зверьем, даже таким диковинным, как зай- цы-собакоеды, нынче, пожалуй, и самого глухого обывателя не шибко удивишь. Ду ха времени не хватает. И тогда появляются леденящие душу современные легенды, где страсти достигают такого накала, что и не робкого читателя начинают мучить по но чам кошмары, зато от примет времени пря мо-таки глаза колет. Вот одна из таких легенд: «Он вспомнил, как в начале сезона, зим ник едва стал, один шофер, Иваньков его фамилия, поспешил в Тюмень по срочной надобности. По дороге лопнул скат — рва- ■ нул с такой силой, что даже бывалые шо феры потом затылки чесали — лохмотья
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2