Сибирские огни, № 2 - 1983

Алексей Горшенин РОМАНТИКА И ПРОЗА ПЕРВОПРОХОДЧЕСКИХ БУДНЕЙ Читая художественные произведения, по­ священные современным первопроходцам Сибири, обращаешь внимание на одно су­ щественное обстоятельство: дело и роман­ тика идут в них бок о бок. И это естественно, ибо сегодняшняя Сибирь — благодатнейшая почва и для дела любого масштаба-, и для созидательной романтики, непременно этому делу сопутствующей. Во­ прос только в мере и границах романтиче­ ского воспевания, в гармоническом равно­ весии между делом и романтикой. Вспоминается, как на одной из читатель­ ских конференций, посвященной книгам о современной Сибири, встала девушка и сказала: «Если откровенно, то мне повести и романы о сегодняшней Сибири иной раз напоминают нескончаемую трубу нефте­ провода, которая все время почему-то про­ рывается, лопается в самый неподходящий момент, загорается (происходит все это обязательно в лютые морозы), на нее кида­ ются, как на амбразуру, а она снова лопа­ ется — уже в другом месте...». Читательница, конечно, утрировала, но изрядная доля истины в ее словах все-таки была. Увы, инерция «голубой романтики», до­ стигшей наибольшего расцвета в шестиде­ сятых годах, достаточно ощутима в нашей литературе и сегодня. Й сегодня еше неко­ торые литераторы продолжают возводить в художественный принцип идею всенепре- менного подвига, вызванного «особыми ус­ ловиями». Но то, что в какой-то степени являлось закономерным во времена самых первых «трудовых десантов» и «первого колышка», когда промышленное освоение Сибири только-только начиналось, вряд ли оправдано теперь, когда Сибирь осваивает­ ся всерьез и навсегда. Нынче уже мало од­ ного только восторженного изумления пе­ ред мощью и дикостью нашего края, без­ оглядного восхищения людьми, его преоб­ разующими. Сибирь современная зовет не к созерцанию, а к размышлению над вста­ ющими здесь проблемами как экономиче­ ского, социального, так и нравственного порядка, дает простор для глубокого твор­ ческого анализа сути и духа творимых пе­ ремен. Впрочем, не будем голословными, обра­ тимся к некоторым произведениям художе­ ственной прозы, посвященным сегодняшней Сибири, которые написаны по рецептам «голубой романтики», и попытаемся уяс­ нить, в чем же заключается художествен­ ная несостоятельность многих из них. А отличает их прежде всего, выражаясь языком строителей, высокий уровень сбор- ности из унифицированных изобразитель­ ных средств и стереотипов, родившихся, кстати, не только в далях «голубой роман­ тики», но и в загадочных переулках «моло­ дежной прозы», и в грохочущих цехах про­ зы «производственной». > Многие современные «сибирские» повес­ ти напоминают лихую тройку, где в качест­ ве коренника выступает ура-романтический подвиг, а пристяжными — красивая роман­ тическая любовь и дремучая таежная си­ бирская экзотика. Ну, а развитие «героического духа» у персонажей таких произведений достигает­ ся весьма просто — изображением серии авралов и ЧП, которые по воле авторов случаются во время прокладки нефтепрово­ дов, газопроводов, железных дорог и т. д. с частотой и сокрушительностью бурных июльских гроз. Дело, разумеется, не в количестве от­ важных поступков на единицу книжной площади. Дело в том, с какой мерой убе­ дительности изображены поступки героев,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2