Сибирские огни, № 2 - 1983
Алексей Горшенин РОМАНТИКА И ПРОЗА ПЕРВОПРОХОДЧЕСКИХ БУДНЕЙ Читая художественные произведения, по священные современным первопроходцам Сибири, обращаешь внимание на одно су щественное обстоятельство: дело и роман тика идут в них бок о бок. И это естественно, ибо сегодняшняя Сибирь — благодатнейшая почва и для дела любого масштаба-, и для созидательной романтики, непременно этому делу сопутствующей. Во прос только в мере и границах романтиче ского воспевания, в гармоническом равно весии между делом и романтикой. Вспоминается, как на одной из читатель ских конференций, посвященной книгам о современной Сибири, встала девушка и сказала: «Если откровенно, то мне повести и романы о сегодняшней Сибири иной раз напоминают нескончаемую трубу нефте провода, которая все время почему-то про рывается, лопается в самый неподходящий момент, загорается (происходит все это обязательно в лютые морозы), на нее кида ются, как на амбразуру, а она снова лопа ется — уже в другом месте...». Читательница, конечно, утрировала, но изрядная доля истины в ее словах все-таки была. Увы, инерция «голубой романтики», до стигшей наибольшего расцвета в шестиде сятых годах, достаточно ощутима в нашей литературе и сегодня. Й сегодня еше неко торые литераторы продолжают возводить в художественный принцип идею всенепре- менного подвига, вызванного «особыми ус ловиями». Но то, что в какой-то степени являлось закономерным во времена самых первых «трудовых десантов» и «первого колышка», когда промышленное освоение Сибири только-только начиналось, вряд ли оправдано теперь, когда Сибирь осваивает ся всерьез и навсегда. Нынче уже мало од ного только восторженного изумления пе ред мощью и дикостью нашего края, без оглядного восхищения людьми, его преоб разующими. Сибирь современная зовет не к созерцанию, а к размышлению над вста ющими здесь проблемами как экономиче ского, социального, так и нравственного порядка, дает простор для глубокого твор ческого анализа сути и духа творимых пе ремен. Впрочем, не будем голословными, обра тимся к некоторым произведениям художе ственной прозы, посвященным сегодняшней Сибири, которые написаны по рецептам «голубой романтики», и попытаемся уяс нить, в чем же заключается художествен ная несостоятельность многих из них. А отличает их прежде всего, выражаясь языком строителей, высокий уровень сбор- ности из унифицированных изобразитель ных средств и стереотипов, родившихся, кстати, не только в далях «голубой роман тики», но и в загадочных переулках «моло дежной прозы», и в грохочущих цехах про зы «производственной». > Многие современные «сибирские» повес ти напоминают лихую тройку, где в качест ве коренника выступает ура-романтический подвиг, а пристяжными — красивая роман тическая любовь и дремучая таежная си бирская экзотика. Ну, а развитие «героического духа» у персонажей таких произведений достигает ся весьма просто — изображением серии авралов и ЧП, которые по воле авторов случаются во время прокладки нефтепрово дов, газопроводов, железных дорог и т. д. с частотой и сокрушительностью бурных июльских гроз. Дело, разумеется, не в количестве от важных поступков на единицу книжной площади. Дело в том, с какой мерой убе дительности изображены поступки героев,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2