Сибирские огни, № 2 - 1983

Книга об Алексее Худоногове, умеющем красиво работать и достойно жить, сразу же получила довольно широкую известность. Она вышла в Красноярске, Новосибирске и Москве. Чувствовалось, что в литературу пришел одаренный человек с глубоким зна­ нием народной жизни. И Рут выяснилось, что вот уже пятый год параллельно с рассказами Сергей Сар- таков работает над эпопеей «Хребты Саян­ ские». Вскоре это вошло в его творческий ритм. «Моим неизменным правилом,— пи­ сал он,-— стало работать параллельно над двумя книгами. Когда я духовно и физиче­ ски изнемогал от ударов судьбы, пресле­ дующих моих героев в одной рукописи, я тихонько укладывал ее в папку, завязывал - тесемки и брался за работу над другой ру­ кописью. Быть может, столь' же тяжелой, но все же другой. Я не считаю такой спо­ соб универсальным, пригодным для каждо­ го литератора, ужасно, когда пытаются писать, заимствуя чужой опыт, но лично мне это помогает избегать долгих «просто­ ев» творческой мысли». Так рукопись прик­ люченческой повести для юношества «По Чунским порогам» «отдыхала» в его столе целое десятилетие. Начало будущей эпопей «Хребты Саян­ ские» появилось в 1940 году, в первом но­ мере «Красноярского альманаха». На эк­ земпляре, подаренном мне, автор, припом­ нив И. А. Крылова, написал: «Я утешаюсь тем, на наши глядя соты, что в них и мое-, го хоть капля меду есть». В капле ещр не хватало чистоты, мед не был пропущен сквозь строгое сито взыскательного редак­ тора, но знание народной жизни, зримо очерченные характеры главных героев про­ изведения и влюбленность в сибирскую при­ роду располагали к себе. Читатели ждали продолжения. Верили, что улей Сергея Сар- такова со временем наполнится добротным душистым медом. В начале Г940 года Союз писателей СССР проводил первый семинар русских писате­ лей. Из краев и областей было приглашено около тридцати прозаиков и поэтов, уже известных читателям своими первыми кни; гами. Из Краснодара • приехал Валентин Овечкин, из Хабаровска — Дмитрий Нагиш- кин, из Иркутска — фольклорист А. Гуре­ вич, из Красноярска —Сергей Сартаков. Из Новосибирска был я. Мы целый месяц про­ вели вместе. В угловой комнате второго этажа старо­ го здания, когда-то построенного для ма- ' сонской ложи, от коричневых деревянных стен веяло уютом, мы рассаживались во­ круг длинного стола. Председательское крес­ ло у торцевой стороны отводилось именито­ му деятелю литературы и искусства, при­ глашенному на очередную беседу. Перед нами, помню, выступали Алексей Толстой, попыхивавший трубочкой, Корней Чуков­ ский со своей тогда еще не особенно объ­ емистой рукописной «Чукоккалой», видные языковеды и фольклористы. Мы побывали во многих городских музеях, даже съезди­ ли в Коломенское. В театрах нам дали воз­ можность посмотреть лучшие спектакли се­ зона. Посчастливилось нам побывать в мастерской Игоря Грабаря. Но самой при­ мечательной была поездка к выдающемуся' скульптору Сергею Дмитриевичу Меркуро- ву, который жил в Измайлове, возле сос­ нового бора, в приземистом деревянном до­ ме. В его дворе возвышалась мастерская, дававшая простор для таких многометро­ вых моделей, что для завершения их при­ ходилось подыматься на высокие стремян­ ки. Был-он крепким,; с сильными руками, широкими в кисти, как и полагалось Масте­ ру, чей труд связан с увесистой глиной, гипсом, мрамором и гранитом. В бороде его пробивались первые струйки седины. В гдрзах светилась теплая улыбка И при­ ветливость гостеприимного, хлебосольного хозяина. В словах увлеченность, откровен­ ность, добродушие и легкий юмор, в осо­ бенности за столом, когда в бокалах заиг­ рало шампанское. Он рассказывал о Фло­ ренции и Париже, о великих мастерах ваяния от Микеланджело до Родена, о не­ легких уроках и поисках своего пути в ис­ кусстве. Мы знали его по памятнику Тимирязеву у Никитских ворот да по глубоко впечат­ ляющей группе «Смерть вождя»: сражен­ ные горем, но не утратившие при этом фи­ зической силы мужчины несут на плечах тело усопшего Ильича. Все черты лица бы­ ли ему знакомы лучше, чем кому-либо дру­ гому, ведь это он, Сергей Меркуров, сни­ мал посмертную гипсовую маску с В. И. Ленина. В те годы начинали было строить гранди­ озный Дворец Советов. На месте храма Христа-спасителя уже выкопали глубокий котлован (теперь в нем зимний бассейн «Москва»), На купол, устремленный в не­ бо, предполагалось вознести памятник Ле­ нину, который был бы виден за много ки­ лометров. Сооружение этого памятника, к сожалению, неосуществленного, скульптор считал главным делом своей жизни. Он на­ ходился в увлеченном поиске: на полках, на подставках, на полу — всюду стояли многочисленные модели, самая высокая.до ­ стигала потолка, Разные жесты, разные по­ вороты головы. На какой же ему остано­ виться? Какая самая выразительная, вол­ нующая? Найдена ли хоть в какой-то сте­ пени художественная правда образа? А может, забраковать все и начать работу заново? Поискать еще большей точности и впечатляемости? Рассказывая о харак­ терных особенностях каждой модели, ма­ стер наблюдал, какая из них пробудит в наших глазах больше теплоты. Часы, проведенные у талантливого скульптора, напряженно искавшего пути для наиболее точного воссоздания образа вождя и трибуна, овладевшего умами на­ родов мира, глубоко западали в душу, бу­ дили раздумье. Скульпторы уже запечатле­ ли величайшего человека в бронзе и мра­ море. Художники создали о нем первые живописные полотна. Поэты.сложили вол­ нующие стихи. На весь мир прозвучала бессмертная поэма Маяковского. В труд­ нейшей роли Ленина вышел на сцену Бо­ рис Щукин. Пора бы, вслед за Горьким, прозаикам дерзать... Глядя на крону дерева, мы не знаем, когда упало семечко и как долго закрепля­ лись корни в благодатной почве. Не в ма­ стерской ли скульптора запала в сердце Сергея Сартакова такая увлекающая и в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2