Сибирские огни, № 2 - 1983
Книга об Алексее Худоногове, умеющем красиво работать и достойно жить, сразу же получила довольно широкую известность. Она вышла в Красноярске, Новосибирске и Москве. Чувствовалось, что в литературу пришел одаренный человек с глубоким зна нием народной жизни. И Рут выяснилось, что вот уже пятый год параллельно с рассказами Сергей Сар- таков работает над эпопеей «Хребты Саян ские». Вскоре это вошло в его творческий ритм. «Моим неизменным правилом,— пи сал он,-— стало работать параллельно над двумя книгами. Когда я духовно и физиче ски изнемогал от ударов судьбы, пресле дующих моих героев в одной рукописи, я тихонько укладывал ее в папку, завязывал - тесемки и брался за работу над другой ру кописью. Быть может, столь' же тяжелой, но все же другой. Я не считаю такой спо соб универсальным, пригодным для каждо го литератора, ужасно, когда пытаются писать, заимствуя чужой опыт, но лично мне это помогает избегать долгих «просто ев» творческой мысли». Так рукопись прик люченческой повести для юношества «По Чунским порогам» «отдыхала» в его столе целое десятилетие. Начало будущей эпопей «Хребты Саян ские» появилось в 1940 году, в первом но мере «Красноярского альманаха». На эк земпляре, подаренном мне, автор, припом нив И. А. Крылова, написал: «Я утешаюсь тем, на наши глядя соты, что в них и мое-, го хоть капля меду есть». В капле ещр не хватало чистоты, мед не был пропущен сквозь строгое сито взыскательного редак тора, но знание народной жизни, зримо очерченные характеры главных героев про изведения и влюбленность в сибирскую при роду располагали к себе. Читатели ждали продолжения. Верили, что улей Сергея Сар- такова со временем наполнится добротным душистым медом. В начале Г940 года Союз писателей СССР проводил первый семинар русских писате лей. Из краев и областей было приглашено около тридцати прозаиков и поэтов, уже известных читателям своими первыми кни; гами. Из Краснодара • приехал Валентин Овечкин, из Хабаровска — Дмитрий Нагиш- кин, из Иркутска — фольклорист А. Гуре вич, из Красноярска —Сергей Сартаков. Из Новосибирска был я. Мы целый месяц про вели вместе. В угловой комнате второго этажа старо го здания, когда-то построенного для ма- ' сонской ложи, от коричневых деревянных стен веяло уютом, мы рассаживались во круг длинного стола. Председательское крес ло у торцевой стороны отводилось именито му деятелю литературы и искусства, при глашенному на очередную беседу. Перед нами, помню, выступали Алексей Толстой, попыхивавший трубочкой, Корней Чуков ский со своей тогда еще не особенно объ емистой рукописной «Чукоккалой», видные языковеды и фольклористы. Мы побывали во многих городских музеях, даже съезди ли в Коломенское. В театрах нам дали воз можность посмотреть лучшие спектакли се зона. Посчастливилось нам побывать в мастерской Игоря Грабаря. Но самой при мечательной была поездка к выдающемуся' скульптору Сергею Дмитриевичу Меркуро- ву, который жил в Измайлове, возле сос нового бора, в приземистом деревянном до ме. В его дворе возвышалась мастерская, дававшая простор для таких многометро вых моделей, что для завершения их при ходилось подыматься на высокие стремян ки. Был-он крепким,; с сильными руками, широкими в кисти, как и полагалось Масте ру, чей труд связан с увесистой глиной, гипсом, мрамором и гранитом. В бороде его пробивались первые струйки седины. В гдрзах светилась теплая улыбка И при ветливость гостеприимного, хлебосольного хозяина. В словах увлеченность, откровен ность, добродушие и легкий юмор, в осо бенности за столом, когда в бокалах заиг рало шампанское. Он рассказывал о Фло ренции и Париже, о великих мастерах ваяния от Микеланджело до Родена, о не легких уроках и поисках своего пути в ис кусстве. Мы знали его по памятнику Тимирязеву у Никитских ворот да по глубоко впечат ляющей группе «Смерть вождя»: сражен ные горем, но не утратившие при этом фи зической силы мужчины несут на плечах тело усопшего Ильича. Все черты лица бы ли ему знакомы лучше, чем кому-либо дру гому, ведь это он, Сергей Меркуров, сни мал посмертную гипсовую маску с В. И. Ленина. В те годы начинали было строить гранди озный Дворец Советов. На месте храма Христа-спасителя уже выкопали глубокий котлован (теперь в нем зимний бассейн «Москва»), На купол, устремленный в не бо, предполагалось вознести памятник Ле нину, который был бы виден за много ки лометров. Сооружение этого памятника, к сожалению, неосуществленного, скульптор считал главным делом своей жизни. Он на ходился в увлеченном поиске: на полках, на подставках, на полу — всюду стояли многочисленные модели, самая высокая.до стигала потолка, Разные жесты, разные по вороты головы. На какой же ему остано виться? Какая самая выразительная, вол нующая? Найдена ли хоть в какой-то сте пени художественная правда образа? А может, забраковать все и начать работу заново? Поискать еще большей точности и впечатляемости? Рассказывая о харак терных особенностях каждой модели, ма стер наблюдал, какая из них пробудит в наших глазах больше теплоты. Часы, проведенные у талантливого скульптора, напряженно искавшего пути для наиболее точного воссоздания образа вождя и трибуна, овладевшего умами на родов мира, глубоко западали в душу, бу дили раздумье. Скульпторы уже запечатле ли величайшего человека в бронзе и мра море. Художники создали о нем первые живописные полотна. Поэты.сложили вол нующие стихи. На весь мир прозвучала бессмертная поэма Маяковского. В труд нейшей роли Ленина вышел на сцену Бо рис Щукин. Пора бы, вслед за Горьким, прозаикам дерзать... Глядя на крону дерева, мы не знаем, когда упало семечко и как долго закрепля лись корни в благодатной почве. Не в ма стерской ли скульптора запала в сердце Сергея Сартакова такая увлекающая и в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2