Сибирские огни, № 2 - 1983
ку. Задержалась почта. Задержался врач, который провел три года на полярной зи мовке, едва дождался смены. В Красноярск уже приехала жена встречать его. Скорей бы домой. Если бы не эта проклятая пурга. Кажется, она утихает. Можно лететь. И вдруг радиограмма: лучший охотник- эвенк на глухом стойбище сломал ногу, необходима срочная помощь хирурга. Хоро шо бы туда на самолете. Но у пилота не хватит' бензина. И ждать здесь он не мо жет — уходит последним зимним рейсом. Как быть? После минутного раздумья врач диктует радисту ответ: доктор выходит на лыжах, пусть высылают навстречу собачью упряжку. А домой как же? Ну, что же. Уле чу потом... с первым весенним рейсом. Таким был первый шаг молодого пи сателя. Другой рассказ «Время еще есть» занял в журнале всего лишь полстраницы. Старый профессор в семь часов тридцать минут ве чера должен выступить с лекцией в рабо чем клубе. А он за день устал. Необходимо отдохнуть. Время еще есть. Можно выйти в семь. А на часах еще только шесть. Прилег. Сумерки сгустились. Проснулся внезапно, как от толчка. Проспал? Чиркнул спичкой. На часах ровно шесть. Они стояли.•Быстро оделся. А на улице к нему, подскочил маль чуган: — Дедушка, дедушка, вывези мне санки на гору. Я рукавичку потерял, и руки озябли. Глазенки у мальчугана были такие про сящие, что старик не мог отказать. По скользким ступеням поднял санки наверх. Но ведь он опаздывает. Все равно не может иначе. С горки глянул на электрические ча сы — половина седьмого. Малыш, побла годарив, предложил скатиться вместе. Про фессор засмеялся, погладил мальчугана по щеке и сел на салазки сзади. Миниатюра об отзывчивой душе. И много их, добрых, отзывчивых душ, встретится на долгом творческом пути, и писатель расска жет о них с гораздо большей впечатляе мостью. Прошел год. Мы в редакции вспоминали о новом авторе из Красноярска. Надеялись на него — у него ведь уже немалый жиз ненный опыт, есть о чем писать. А он всю зиму и весну температурил, кашлял. Рент ген показывал новые очаги в легких. «Но это,— как вспоминал Сергей Венедиктович позднее,— не мешало, то есть очень меша ло, но так уж говорится, совсем не мешало мне без конца ездить в командировки по предприятиям треста, что я самозабвенно любил, а на курортах, особенно в Боро вом, сидя в лесу, напоенном ароматом цветущей сосны, еще самозабвеннее от тем на до темна работать над своими рукопися ми». Савва, Кожевников, страдавший тем же недугом, глубоко понимал его, верил в его талант и, став главным редактором журна ла, терпеливо ждал обещанных рассказов. Напечатав в 1939 году еще одну миниа тюру, Сергей Сартаков на открытие 1940 года прислал уже рассказ «Незабудки», навеянный пребыванием на кумысе в сана тории Шафраново. В новом произведении помимо рассказчика, тяжело больного, иног да впадающего в бред, молоденькая меди цинская сестра с добрым сердцем и нелег кой судьбой. Автору уже удалось передать 138 душевное состояние своих героев и немноги ми емкими словами набросать пейзажи башкирской степи. Шаги писателя приобре ли уверенность. В том же году он напечатал у нас пер вый рассказ об Алексее Худоногове, моло дом рабочем лесопильного завода в неболь шом городке Н-ске, в котором знатокам Сибири нетрудно было узнать Нижне- удинск начала тридцатых годов. Алексей из таежников. Он любит охоту, рыбалку, умеет бить кедровые орехи, может смасте рить туесок из бересты. И на заводе он ув лечен работой. Мастер, как говорится, на все руки. Он и пильщик у рамы, и плотник, и столяр, и рационализатор, как сказали бы мы сегодня. Он добрый, отзывчивый, уда лой, находчивый и смекалистый. Буквально с первых страниц душа читателя наполня ется любовью к этому простому, жизнера достному, отзывчивому и неугомонному человеку. Под стать ему и жена, добродуш ная, приветливая хлопотунья из молодень ких таежниц. И к ней тоже с первых строк пробуждаются читательские симпатии. Вот как автор вводит читателя в эту семью: «Избенка Алексея была небольшая, но удивительно опрятная. Жена его, кругло щекая, румяная блондинка, сидела на сун дуке, накрытом новым половичком, и расче сывала пышные волосы. Скосив голубые глаза, она сквозь золотистые пряди гляну ла на меня. Алексей подршел, поднял жену за плечи, откинул ей волосы с лица и лас ково сказал: — Моя старуха. Евденьей звать. Ден- кой — попросту». Правда, через пять лет, когда рассказы об этой семье составят целую книгу, а за тем будут названы «романом в рассказах» («Каменный фундамент», 1950), автор за ставит Алексея представить жену иначе: — Моя старуха. Катюшей звать. По отцу Екатериной Федоровной. Видимо, побудил к этой уважительности интеллектуальный рост героини книги и ее приобщение к общественной деятельности, но для меня, одного из первых читателей еще по рукописи, она остается Денкой. Со временем автор скажет об этой книге, что ему «хотелось поменьше нагружать ав торской выдумкой, взять за основу истин- ные события и себя, как их прямого участ ника. Не утаю, и в Алексее, и в Кате много меня самого...» А в «Беседах о ремесле» разовьет мысль о роли фактов и писательского домысла: «Без выдумки в художественном произведе нии вообще невозможно связать железной, логической цепью даже самые достоверные факты. Они, эти факты, сами по себе еще не составляют готового романа. Их всегда бу дет не хватать... Правда жизни в художест венном произведении — это обязательное соединение реальных фактов с творческим домыслом писателя... Сами по себе факты из жизни как изотопы урана: одни расщеп ляются и выделяют гигантское количество полезной энергии, другие остаются холод ным металлом. Это обязательно нужно иметь в виду. Но существуют способы’ по средством которых .обогащаются обычные урановые руды; в литературе — это худо жественный домысел». Это станет основным правилом во всем художественном творчест ве Сергея Сартакова. ч
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2