Сибирские огни, № 2 - 1983

КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Афанасий Коптелов Î ' ■ I 1 ПОБОРНИК КРАСОТЫ ТРУДА К 7 5 -л е тию С. В. С а р та к о в а • Сергею Сартакову исполняется семьдесят пять. Читатели нашего журнала знают его, талантливого романиста, рассказчика и пуб­ лициста, вот уже на протяжении сорока пя­ ти лет. Художественный летопирец родного края, он полюбился им с его первых шагов в литературе. Он по праву занимает среди крупных мастеров русской словесности вид­ ное место. Его собрание сочинений состоит из шести книг. Но если собрать все его про­ изведения, выдержавшие испытание време­ нем, то не уложить и в десять томов. О его творческом пути написано несколь­ ко книг, сотни статей, защищены кандидат­ ские диссертации. Я не критик, не литера­ туровед, и мои заметки всего лишь штрихи к портрету мастера живописи словом и ра­ ботящего человека, умеющего ценить вся­ кий вдохновенный труд на родной земле. Сквозь дымку десятилетий вспоминаются его первые шаги, еще робкие, неуверенные, как у ребенка, который, сделав шаг, посто- ит, разулыбается от первой победы, собе­ рется с силами и шагнет увереннее, а потом и пойдет и пойдет, все быстрее, быстрее и радостнее для всех окружающих. Вот что он может! Вот что ему по силам! В 1938 году Сергей Сартаков, в то время главный бухгалтер красноярского треста Севполярлес, уже выступавший с фельето­ нами в газете,'выбрал из только что напи­ санных сюжетных миниатюр две, казавшие­ ся лучшими. Прочитал брату Михаилу. Тот одобрил. Напечатать бы в журнале. Хоть бы одну из этих вещиц. А куда послать? В Москву? Слишком самонадеянно. Вспом­ нил о «Сибирских огнях», которые знал с первого номера. В нем дебютировала нико­ му тогда неведомая Лидия Сейфуллина. И сразу же вошла в литературу: Послал. И, по его словам, «замер в ожидании отве­ та». А ответа не было. И месяц, и два, и три. Наверное, возвратят. Да еще посове­ туют читать Мамина-Сибиряка, Арсеньева и Пришвина. А он их давно знает. С юности у себя в т.айге читал приложения к журна­ лам «Нива» и «Родина». Перечитывать, что­ бы быть или не быть похожим на известных писателей? А он хочет быть рамим собою, рассказать свое, виденное в жизни. Но по­ скорее бы что-то определенное из редакции журнала. Осенью, возвращаясь из санатория Боро­ вое, где кумысом залечивал чахотку, ран­ ним утром сошел с поезда на Новосибир­ ском вокзале и отправился искать редакцию журнала: А в редакции в тот час, к глубо­ кому огорчению, никого не оказалось. Но молодому 'автору посчастливилось —он в коридоре столкнулся с редактором изда­ тельства Саввой Елизаровичем Кожевни­ ковым. Тот обрадовался автору из соседне­ го края, будто давно знакомому, и повел завтракать- в столовую. Услышав о рукопи­ сях гостя, восторженно потряс его руку — рассказы заверстаны в очередной, последний в том году номер журнала. Первые листы уже отпечатаны. «Я сидел обалделый от ра­ дости,— вспоминал Сергей Венрдиктович в связи с шестидесятилетием нашего жур­ нала,—■жевал вкусные пирожки с мясом —- они были особенно вкусными именно поэто­ му- — и прб себя повторял одно и то же: «Напечатаны. Напечатаны... Дорогие мои «Сибирские огни», я ваш автор...» Открываю давний журнал, бумага кото­ рого уже слегка пожелтела от времени. Од­ ну из страниц занимает рассказ Сергея Сартакова «Последний рейс». Знакомый ав­ тору север. Одинокий домик фактории. Шестой день бесится вьюга. И ждет погоды самолетик, сделавший вынужденную посад-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2