Сибирские огни, № 2 - 1983

— В общем, седьмого зачеты. Приказ подписан, и прошу его не обсуждать— за­ кончил «дискуссии^ штурман полка и направился к выходу. А в ночь с четвертого на пятое — уже на востоке небо просветлело — загудело за окнами, зазвенело: — Подъем, тревога!.. Неумытые, непричесанные, заспанные, на ходу застегивая ремни с висящими на них пистолетами да прихватив планшеты, бежим к машине: полуторка ждет, мотор урчит. Несколько человек расположились в кузове. Двух узнаю издали по голосам — Клу- бова и Жердева. Что-то бубнит Николай Трофимов полусонному еще Николаю Карпо­ ву. С противоположной стороны друг за дружкой буквально влетают в машину Саша Ивашко и Николай Чистов. Следом за мной вваливается в уже тронувшийся с места автомобиль Павел Клейменов. Горячий, беспокойный «Рыжик» — Сергей Никитин — торопит шофера: — Жми быстрей! Впереди, за поворотом, пылит еще один «газик», взявший на борт летчиков вто­ рой эскадрильи. Машина останавливается у землянки командного пункта. Руководство уже здесь. Начальник штаба майор Яков Михайлович Датский спрашивает нас: — Кто не получил дополнительных листов карт района севернее Ворошиловграда? Слава Березкин замечает: —- А у нас и южнее его нет! Начальник штаба, всегда серьезный, сейчас с улыбкой парирует: — И ты воевать настроился? — А что, мне разве все время на «У-2» летать? Хватит почту да соль и кукурузу возить!.. — Ладно, ладно, получай, Берёзкин, и ты— бумаги не жалко! Вячеслав засиял, побежал за клеем, чтобы скорее нарастить свою уже изрядно по­ тертую полетную карту новеньким, пахнущим свежей краской листом. До. завтрака успели и карты поклеить, и мнениями — точнее говоря, предположе­ ниями — обменяться. Нет, не зря штурман на север сориентировал нас; на полученных листах отчетливо видны шрифтом покрупнее напечатанные названия: Харьков, Воро­ шиловград, Лисичанск, Купянск, Изюм, Белгород... ...Мы, молодые летчики, весь день провели на стоянках эскадрилий. До обеда никто никуда не летал. Мысленно прокладывали маршрут перелета. Пообедали — и продолжаем оставаться на аэродроме. Надоело томиться неведе­ нием: полетим или не полетим? Твлько сутки спустя узнали: наши войска ведут упорные бои под Курском, Ор­ лом, Белгородом... В готовности просидели не день и не два — всю неделю. «Старики», а с ними и кое-кто из молодых— Клубов, Трофимов, Жердев, Голубев — изредка летали в рай­ он Мысхако и станиц Киевской, Абинской, Крымскрй, прикрывали войска, а порой вели воздушные бои: в июле здесь, на Кубани, наступило относительное затишье. А мы сидели на земле и ждали хороших ^новостей — слушали радио-и все время надеялись, что и нас перебросят туда, где идут яростные воздушные схватки,— в рай­ он Белгорода и Курска. Каждый раз спрашиваем то командира своего, то комиссара: — А завтра полетим? «Разведка боем» не удается, ответ уклончивый: — Не знаю! Чувствуем: комэскам все-таки что-то известно — их то и дело вызывают на ко­ мандный пункт. Видимо, информируют о складывающейся воздушной обстановке, дают какие-то указания. Но и от них не добились ни слова, ни намека. Техники и механики интуитивно предчувствуют перебазирование: поукладывали чемоданы, сложили и пересчитали инструмент, собрали запасные части; все болты, га­ ечки и шплинтики в «торбы» ссыпали — у каждого ведь свой «НЗ»: поувязывали «мо- натки»: ждут!.. О зачетах Пал Палычу ^е напоминаем. И он помалкивает почему-то. Забыл?. Скорее всего, ни ему, ни кому-либо другому из начальства сейчас не до зачетов: есть другие дела — поважнее! Так прошла неделя — в тревожном ожидании, загадочном, нетерпеливом. И вот —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2