Сибирские огни, № 2 - 1983
а может, и слабо еще зная технику, я уже мысленно воевал, «гнался» за противником — и подал вперед все рычаги. И вот, как только перевел сектор из положения «фюлерич» в «аутолиан» —дым тут же исчез. Докладываю: ■ «Сотый», я —«пятидесятка»: все нормально! Полет продолжался. А меня уже мучила мысль: «Что будет на земле? Опять «отличился». Вряд ли теперь останусь в первой эскадрилье...» А на земле снова был... урок. Поругал меня немного Александр Иванович, но свое привычное «Слабак!» не произнес. Собрал всех молодых летчиков, с которыми рабо* тал а нас было пятнадцать «салажат»,— и велел обстоятельно, прямо, откровенно проанализировать свою же ошибку, точнее говоря,— техническую неграмотность. И снова —^урок! Познание истины — и для меня, и для всех. ...Боевая учеба и боевая работа продолжались. Покрышкин в течение всего июля почти ежедневно брал меня на боевые задания. С той поры и до конца войны в группы, которые водил Александр Иванович, не изменно входило наше звено, в составе которого были мы с Жердевым. Возмужание Мы прошли сквозь гул боев и беды, Горечь пепелищ родных прошли. Знали цену хлеба и победы, Знали, что такое край земли. Не один прошли из разворотов, \ Где свинец врезается в полет. Видел враг — в России у пилотов Дружбы бронь и пуля не беретI Андрей Ивановский, «Неоконченный рассказ» Ровно два месяца — весь июнь и июль — учил: нас 'Покрышкин, вводил пополне ние в строй. И не просто учил, а наставлял, анализировал наиболее интересные бои, раскладывая их «по полочкам», приводил характерные примеры из практики, четко разграничивал, как надо летать, атаковать и как не надо поступать в тех или иных си туациях. Он любил порядок, требовал строгой дисциплины боя, а не бесшабашной уда ли, залихватских трюков, бравады. С интересом воспринимали его науку. Тем более, что он открывал нам такие «сек реты», о которых мы и не подозревали. Уже на втором или третьем занятии поняли, что все эти тонкости, подробности, а порой, как могло показаться, и малозначащие де тали, очень важно знать и учитывать. Для нас все было ново. Еще многого не знали. И даже страшились: «там», в «ста ром» полку был «И-16*. А тут ведь новейший истребитель! Удастся ли овладеть ма шиной, сможем ли подчинить ее себе и воевать на ней? — Надо быстро оценивать складывающуюся воздушную обстановку, логично мыс лить, 'принимать единственно верное в той или иной ситуации решение. И не панико вать! — говорит он, словно уловив мое настроение. «Не паниковать!.. Не паниковать!!!» — как эхо, звучат уже во мне самом его сло ва. Даже весело становится: «Не паниковать!..» Говорит Александр Иванович спокойно. В голосе, в манере держаться, в дово дах — уверенность, сила. Это передается нам. Хочется вот так же прочно чувствовать себя на земле и там, в небе. Как опознавать самолеты противника, строить маневр на атаку, с какой дально сти открывать огонь, как выходить из-под вражеской трассы — все это берем для себя из богатой «копилки» нашего наставника, на счету которого — это мы уже знаем от «стариков» — четыре сотни боевых вылетов и 29 лично сбитых вражеских само летов. — Удачливый,— говорят одни, и в голосе, в глазах,— зависть. — Умелый! — отвечают другие, познавшие трудности, побывавшие в переделках, опаленные пороховым дымом бойцы... . .— .Иной, как завопит; «мессы!».Да еще протяжно, да еще несколько раз.. — В ти-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2