Сибирские огни, № 2 - 1983
бую» черту не пробьются наши войска. Используя болотистую местность, гитлеровцам удается некоторое время сдерживать наши войска, нацелившиеся через Тамань на Керчь, а там — и Крым... Впереди -г- синеватая гряда гор, а за ней слабо угадываются очертания Черно морского побережья. С высоты пять тысяч метров в развороте видна береговая черта. А там, в стороне, над Новороссийском и Мысхако,— сплошное, неподвижное темно серое облако дыма, поднявшееся почти до двух тысяч метров. Ведущий связывается с передовым командным пунктом дивизии: — Я — «сотый», иду на работу.. Тут же отвечает «Тигр»: — В воздухе спокойно, противника нет. С учетом обстановки и положения солнца ведущий дает команду: — Разворот вправо сто двадцать,- Как только ведущая пара выполнила разворот бправо градусов на 70, стали раз ворачиваться и мы, оказавшись слева от нее. В процессе разворота занимаю место сле ва от своего ведущего. Курс — на Варениковскую: идем над занятой противником территорией. Мысль ведущего: в районе Анапы, Варениковской и Темрюка — аэродромы противника. От сюда вражеская авиация летает на Киевскую, Крымскую и Мысхако. Авось и подло вим «лаптежника» или «худого», а то и «раму»?.. На подходе к вьющейся внизу реке Кубань развернулись «все вдруг» — и сразу же в наушниках голос Покрышкина: — Впереди ниже справа пара «худых!». Жердев, прикрой! Как просто, буднично, привычно: увидел — оценил — без промедления атаковал!.. Перестраиваемся с Жердевым так, чтобы лучше видеть атаку ведущего. Рас цениваем ее как наглядный урок, как своебразный обмен опытом. Знаем: то, что мы сейчас увидим, захочется повторить — вот так же спокойно, расчетливо, уверенно пойти в атаку. Покрышкин сближается с «мессерами». Те, видимо, и не подозревают, что уже висят на волоске от гибели — и продолжают идти курсом на Крымскую. — Дальность триста... двести... сто... пятьдесят! Это — голос Покрышкина («Урок продолжается!..»). Его истребитель нацелился на заднего «мессера». От «аэрокобры» вдруг отделились искрящиеся разноцветные пунктиры. Они буквально осыпали кабину пилота, сверкнули фейерверком вокруг «мес сера». Вражеский летчик не успел опомниться — его истребитель уже горел. Забыв обо всем, я засмотрелся на зрелище. Вижу только пару Покрышкина, па дающий вражеский самолет и совершенно спокойно идущий «мессер», уже лишившийся напарника. Надо полагать, что его пилот этого и не подозревает. Покрышкин передает в эфир (снова подумалось: «Урок продолжается!»): — Быб второго! Но не успел он сблизиться с «мессершмиттом», как тот резким левым переворо том нырнул под машину Покрышкина и колом устремился вниз. — Ладно, пусть идет! — услышали мы. И поняли: наш ведущий не стал гнаться за противником потому, что не мог бросить молодежь, оставить ее без «присмотра» ни на мгновение. А, может,' его остановил шлейф черно-серого дыма, тянущийся за одной из «кобр»? Вновь его голос в наушниках: — Кто горит? Ничего не понимаю! Осматриваюсь. И только после того, как вслед за Жердевым круто развернул машину, заметил, что это мой самолет оставляет в небе дымный след. Высота пять тысяч метров. Обежал быстрым взглядом приборы: показания нор мальные. Двигатель работает без перебоев, чисто, не трясет. В чем же дело? Никто по моей машине огня не вел, температурный режим не нарушен — ни одна стрелка не ушла за красную отметку.. Только хотел доложить, что все нормально, и собрался уже нажать кнопку пе редатчика, как ощутил пальцами и увидел, что сектор обогащения горючей смеси вместе с сектором газа сдвинут вперед. Значит, двигатель питает «богатая» смесь, в то .время как на высоте более четырех тысяч метров ее необходимо «обеднять». По тому и дым. Получилось, видимо, следующее. Захваченный боем, не имея достаточного опыта,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2