Сибирские огни, № 2 - 1983

бую» черту не пробьются наши войска. Используя болотистую местность, гитлеровцам удается некоторое время сдерживать наши войска, нацелившиеся через Тамань на Керчь, а там — и Крым... Впереди -г- синеватая гряда гор, а за ней слабо угадываются очертания Черно­ морского побережья. С высоты пять тысяч метров в развороте видна береговая черта. А там, в стороне, над Новороссийском и Мысхако,— сплошное, неподвижное темно­ серое облако дыма, поднявшееся почти до двух тысяч метров. Ведущий связывается с передовым командным пунктом дивизии: — Я — «сотый», иду на работу.. Тут же отвечает «Тигр»: — В воздухе спокойно, противника нет. С учетом обстановки и положения солнца ведущий дает команду: — Разворот вправо сто двадцать,- Как только ведущая пара выполнила разворот бправо градусов на 70, стали раз­ ворачиваться и мы, оказавшись слева от нее. В процессе разворота занимаю место сле­ ва от своего ведущего. Курс — на Варениковскую: идем над занятой противником территорией. Мысль ведущего: в районе Анапы, Варениковской и Темрюка — аэродромы противника. От­ сюда вражеская авиация летает на Киевскую, Крымскую и Мысхако. Авось и подло­ вим «лаптежника» или «худого», а то и «раму»?.. На подходе к вьющейся внизу реке Кубань развернулись «все вдруг» — и сразу же в наушниках голос Покрышкина: — Впереди ниже справа пара «худых!». Жердев, прикрой! Как просто, буднично, привычно: увидел — оценил — без промедления атаковал!.. Перестраиваемся с Жердевым так, чтобы лучше видеть атаку ведущего. Рас­ цениваем ее как наглядный урок, как своебразный обмен опытом. Знаем: то, что мы сейчас увидим, захочется повторить — вот так же спокойно, расчетливо, уверенно пойти в атаку. Покрышкин сближается с «мессерами». Те, видимо, и не подозревают, что уже висят на волоске от гибели — и продолжают идти курсом на Крымскую. — Дальность триста... двести... сто... пятьдесят! Это — голос Покрышкина («Урок продолжается!..»). Его истребитель нацелился на заднего «мессера». От «аэрокобры» вдруг отделились искрящиеся разноцветные пунктиры. Они буквально осыпали кабину пилота, сверкнули фейерверком вокруг «мес­ сера». Вражеский летчик не успел опомниться — его истребитель уже горел. Забыв обо всем, я засмотрелся на зрелище. Вижу только пару Покрышкина, па­ дающий вражеский самолет и совершенно спокойно идущий «мессер», уже лишившийся напарника. Надо полагать, что его пилот этого и не подозревает. Покрышкин передает в эфир (снова подумалось: «Урок продолжается!»): — Быб второго! Но не успел он сблизиться с «мессершмиттом», как тот резким левым переворо­ том нырнул под машину Покрышкина и колом устремился вниз. — Ладно, пусть идет! — услышали мы. И поняли: наш ведущий не стал гнаться за противником потому, что не мог бросить молодежь, оставить ее без «присмотра» ни на мгновение. А, может,' его остановил шлейф черно-серого дыма, тянущийся за одной из «кобр»? Вновь его голос в наушниках: — Кто горит? Ничего не понимаю! Осматриваюсь. И только после того, как вслед за Жердевым круто развернул машину, заметил, что это мой самолет оставляет в небе дымный след. Высота пять тысяч метров. Обежал быстрым взглядом приборы: показания нор­ мальные. Двигатель работает без перебоев, чисто, не трясет. В чем же дело? Никто по моей машине огня не вел, температурный режим не нарушен — ни одна стрелка не ушла за красную отметку.. Только хотел доложить, что все нормально, и собрался уже нажать кнопку пе­ редатчика, как ощутил пальцами и увидел, что сектор обогащения горючей смеси вместе с сектором газа сдвинут вперед. Значит, двигатель питает «богатая» смесь, в то .время как на высоте более четырех тысяч метров ее необходимо «обеднять». По­ тому и дым. Получилось, видимо, следующее. Захваченный боем, не имея достаточного опыта,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2