Сибирские огни, № 2 - 1983
дание — прикрывать аэродром. Разумеется, не одного, а в группе. Попутно отрабаты ваем слетанность в составе пары и звена. Ведущий — командир эскадрильи. Лечу с Жердевым... Проходит еще несколько дней. Обретаю уверенность, чувствую «силу». (Но пройдет еще с полгода, пока почувствую себя по-настоящему боевым летчи ком. Понадобится ни много ни мало, а более ста боевых вылетов, проведу два десятка воздушных боев, собью' три вражеских самолета — и лишь тогда почувствую себя бойцом!) Технический состав, как всегда,— у машин: дел у него много, забот — масса. — Богатым стал наш Долуда,— подмигивает Иван Михайлович, мой техник, и кивает в сторону соседа, который то у одного самолета копошится, то к другому спешит. —- Что, клад нашел? — в тон ему продолжает разговор техник-лейтенант Григо рий Штакун, обслуживающий машину Виктора Жердева. — Смирный теленок двух коров сосет! — заключает техник-лейтенант Павел Ухов, которому доверен истребитель Георгия Голубева. Техники, не отрываясь от дела, ведут разговор так, чтобы Долуда их слушал. Тот слышит, но, странное дело, не «заводится». Напротив — улыбается открытой, доб родушной улыбкой. . — Ничего,— говорит он,— и с двумя управлюсь. А чуть что — вы поможете. И впрямь, техник оказался «хозяином» двух машин: уже видавшей виды «аэро кобры» с облупившейся кое-где краской, с закопченными капотами и совершенно новой машины, нарядной, чистенькой. Ее только что пригнали из тыла, и кто-то велел поста вить здесь, а не в дальнем конце поля, где уже с.тояло несколько таких же сверкаю щих новизной истребителей... Стойкой, не спеша, идем к самолетам. Два лейтенанта, два Александра — Клубов и Ивашко — только что уточнили: скоро нас возьмут в бой. Но, оказывается, не всех. Настораживаюсь:'кого же? Ну Клу- бова, Жердева, Трофимова — это ясно. Кого еще? Заинтересованный, так и хочу спро сить, когда же меня. Но не решаюсь. Александр Иванович Покрышкин ведет нас на стоянку неспроста. Каждый летчик, утверждает он, должен хорошо знать материальную часть. — Не бойтесь запачкать руки, присматривайтесь ко всему, что делает техник или межашис. Надо уметь не только заправить самолет, надо каждому научиться произво дить осмотры, проверять неисправности двигателя, приборного оборудования, уметь устранять неполадки... Все может пригодиться! Зачем и почему — ясно. А вдруг сел на вынужденную?.. Там механика не будет... Ходим за майором, как цыплята. Остановился он — замираем и мы, прислушива ясь к каждому его слову, присматриваясь к каждому жесту. Цель сегодняшнего «урока» более широкая: речь пошла о взаимоотношениях лет чика с авиаспециалистами, особенно с техником и механиком. Остановились у истребителя с бортовым, номером «13». Это и есть хорошо знако мая нам командирская машина. Собственно, это уже «бывшая» его машина. Правда, Александр Иванович долго колебался, решая, менять ли ее на новый, только что приг нанный в полк истребитель: привык к ней. Спрашивает у Долуды, не греется ли двига тель? — Нет, все нормально. Грех отказываться: легкая в пилотаже, послушна руке. Теперь, сравнивая Все «за» и «против», он приходит к мысли, что пушчонка на «тринадцатой» слабовата: 20- миллиметровый снарядик явно уступает 37-миллиметровому. Правда, все-таки в бое комплекте 200 снарядов — хватало и на «мессеров», и на «юнкерсов» с «хейнкелями». Но бомбардировщики трудно бить — надо оружие помощнее. А на новом самолете вот оно: 37-миллиметровый снаряд! Хотя их в боекомплекте только 32 штуки, но, будучи расчетливым, их можно уверенно использовать для борь бы с бомбардировщиками, что и является теперь важнейшей нашей задачей. Видим, мастер по вооружению рядовой Соня Халитова сняла капот снаряжает пушку боекомплектом. . — .Дай-ка снарядик подержать! — говорит ей Покрышкин. Оружейница протягивает длинного, тупоносого «поросеночка^, латунная гильза, снаряд с цветными поясками и белым колпачком. Хотел сержант Павел Клейменов тоже «взвесить» на руке, а Соня тут же предуп редила?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2