Сибирские огни, № 2 - 1983

дание — прикрывать аэродром. Разумеется, не одного, а в группе. Попутно отрабаты­ ваем слетанность в составе пары и звена. Ведущий — командир эскадрильи. Лечу с Жердевым... Проходит еще несколько дней. Обретаю уверенность, чувствую «силу». (Но пройдет еще с полгода, пока почувствую себя по-настоящему боевым летчи­ ком. Понадобится ни много ни мало, а более ста боевых вылетов, проведу два десятка воздушных боев, собью' три вражеских самолета — и лишь тогда почувствую себя бойцом!) Технический состав, как всегда,— у машин: дел у него много, забот — масса. — Богатым стал наш Долуда,— подмигивает Иван Михайлович, мой техник, и кивает в сторону соседа, который то у одного самолета копошится, то к другому спешит. —- Что, клад нашел? — в тон ему продолжает разговор техник-лейтенант Григо­ рий Штакун, обслуживающий машину Виктора Жердева. — Смирный теленок двух коров сосет! — заключает техник-лейтенант Павел Ухов, которому доверен истребитель Георгия Голубева. Техники, не отрываясь от дела, ведут разговор так, чтобы Долуда их слушал. Тот слышит, но, странное дело, не «заводится». Напротив — улыбается открытой, доб­ родушной улыбкой. . — Ничего,— говорит он,— и с двумя управлюсь. А чуть что — вы поможете. И впрямь, техник оказался «хозяином» двух машин: уже видавшей виды «аэро­ кобры» с облупившейся кое-где краской, с закопченными капотами и совершенно новой машины, нарядной, чистенькой. Ее только что пригнали из тыла, и кто-то велел поста­ вить здесь, а не в дальнем конце поля, где уже с.тояло несколько таких же сверкаю­ щих новизной истребителей... Стойкой, не спеша, идем к самолетам. Два лейтенанта, два Александра — Клубов и Ивашко — только что уточнили: скоро нас возьмут в бой. Но, оказывается, не всех. Настораживаюсь:'кого же? Ну Клу- бова, Жердева, Трофимова — это ясно. Кого еще? Заинтересованный, так и хочу спро­ сить, когда же меня. Но не решаюсь. Александр Иванович Покрышкин ведет нас на стоянку неспроста. Каждый летчик, утверждает он, должен хорошо знать материальную часть. — Не бойтесь запачкать руки, присматривайтесь ко всему, что делает техник или межашис. Надо уметь не только заправить самолет, надо каждому научиться произво­ дить осмотры, проверять неисправности двигателя, приборного оборудования, уметь устранять неполадки... Все может пригодиться! Зачем и почему — ясно. А вдруг сел на вынужденную?.. Там механика не будет... Ходим за майором, как цыплята. Остановился он — замираем и мы, прислушива­ ясь к каждому его слову, присматриваясь к каждому жесту. Цель сегодняшнего «урока» более широкая: речь пошла о взаимоотношениях лет­ чика с авиаспециалистами, особенно с техником и механиком. Остановились у истребителя с бортовым, номером «13». Это и есть хорошо знако­ мая нам командирская машина. Собственно, это уже «бывшая» его машина. Правда, Александр Иванович долго колебался, решая, менять ли ее на новый, только что приг­ нанный в полк истребитель: привык к ней. Спрашивает у Долуды, не греется ли двига­ тель? — Нет, все нормально. Грех отказываться: легкая в пилотаже, послушна руке. Теперь, сравнивая Все «за» и «против», он приходит к мысли, что пушчонка на «тринадцатой» слабовата: 20- миллиметровый снарядик явно уступает 37-миллиметровому. Правда, все-таки в бое­ комплекте 200 снарядов — хватало и на «мессеров», и на «юнкерсов» с «хейнкелями». Но бомбардировщики трудно бить — надо оружие помощнее. А на новом самолете вот оно: 37-миллиметровый снаряд! Хотя их в боекомплекте только 32 штуки, но, будучи расчетливым, их можно уверенно использовать для борь­ бы с бомбардировщиками, что и является теперь важнейшей нашей задачей. Видим, мастер по вооружению рядовой Соня Халитова сняла капот снаряжает пушку боекомплектом. . — .Дай-ка снарядик подержать! — говорит ей Покрышкин. Оружейница протягивает длинного, тупоносого «поросеночка^, латунная гильза, снаряд с цветными поясками и белым колпачком. Хотел сержант Павел Клейменов тоже «взвесить» на руке, а Соня тут же предуп­ редила?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2