Сибирские огни, № 2 - 1983

На конференции были проанализированы итоги первых воздушных боев на новой технике, разработаны отдельные рекомендации. Как ни прискорбно было говорить о потерях — пришлось констатировать: не вер­ нулся с боевого задания старшина Александр Голубев, сбиты командир звена младший лейтенант Николай Науменко н младший лейтенант Павел Горохов. Несколько высту­ павших .подчеркнули, что во многом причина случившегося — косность, сила привычки, приверженность к шаблону. И в самом деле: кое-кто из летчиков, несмотря на то, что стал обладателем современной, хорошо вооруженной, скоростной боевой машины, про­ должает цепко держаться старых приемов, не использует имеющиеся возможности своего самолета, робко переходит на вертикальный бой, редко использует радио, опа­ сается нового боевого порядка, предпочитая ему старый —.«плоский», скученный, пре­ небрегает осмотрительностью, не соблюдает дисциплину боя, не учитывает применяемых противником разнообразных тактических приемов по т"ой простой причине, что... не изучает их. В результате снижается боевая активность и, как правило, бой становится оборонительным. Статистика показала, что враг несет довольно ощутимый урон в тех случаях, Ког­ да наши летчики навязывают ему бои на вертикалях: можно, оказывается, бить хвале­ ных «королей воздуха», да еще как бить!.. У р о к и П окрыш кина ...На рассвете разбудил всю Поповическую рев мотора, особый «голос» которого не спутаешь ни с каким другим. Привыкнув 'уже к звенящему напеву мотора, стоящего на боевом истребителе, чувствую себя вначале оглушенным, но постепенно свыкаюсь, «вхожу в роль». На «УТИ-4» летал немало, машина нравится, она легка в управлении, хотя и считается «строгой». В свое время освоил пилотаж как из второй, так и из первой, инструктор­ ской, кабины. Вот и сейчас сижу впереди. А во второй, на «курсантском» сиденье,— мой коман­ дир, мой учитель и наставник. Ему еще и лебедку крутить — шасси убирать. Целый академический час находиться в воздухе под неусыпным оком проверяю­ щего— не фунт изюма съесть! Чувствую и понимаю: каждое мое движение — под конт­ ролем. Помню и об осмотрительности: зона ведь в прифронтовой полосе, и «мессеры» заявляются «в гости»— охотятся за легкой добычей. На одном дыхании выполнил оба комплекса фигур высшего пилотажа на высоте три-три с половиной'тысячи метров. Слышу по СПУ: — Теперь давай два комплекса на полутора тысячах!.. Задание-усложнилось. Для меня это — малая высота. Бои на ней уже вел, будучи в прежнем полку. Но фигуры «кружить»?.. Успокаивает мысль: «В случае чего-нибудь — майор подстраховывать будет!..» Там, повыше,— я это хорошо заметил,— Покрышкин все время держал руку на борту кабины: как бы подчеркивал, что в пилотирование не вмешивается. А как будет теперь?.. Носился над крышами разбуженной станицы, пикировал, виражил, делал «горки», боевые развороты, крутил «бочки», петли, иммельманы. Мотор неистово ревел, пугая все живое. Носились по дворам куры, метались из угла в угол поросята, детвора удив­ ленно смотрела в небо. Я целиком занят пилотажем. И стараюсь показать все, что умею: меня ведь проверяют. — Давай домой! — снова передает по СПУ Покрышкин. Захожу на посадку по всем правилам, точно выдерживаю все параметры на сни­ жении, «притираю» самолет у самого «Т», заруливаю.. Мотор как-то смачно шлепнул, стрельнул выхлопными газами — и затих. Соответ­ ственно, и винт качнулся влево-вправо — и замер. И стало непривычно тихо. — Разрешите получить замечания? — обращаюсь по всем правилам к прове­ ряющему. — Разрешаю. Только замечаний особых нет: «пятерка» тебе- за пилотаж! Аж не верится. Чувствую, как грудь, переполняет счастье. И уже на следующий день в составе звена меня посылают пусть не к линии фронта, но все же на боевое за- *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2