Сибирские огни, № 2 - 1983

лю, но этого не произошло. Мой «ишак» оказался в хвосте у «дорнье» на расстоя­ нии примерно тридцати метров. Враг был у меня в руках, но предстояло еще справиться с нижним стрелком, кото­ рый палил по мне из трех пулеметов. Не­ сколькими очередями я заставил замолчать и его. Осталось сделать прицельные очере­ ди по моторам и бензобакам, но пулеметы мои молчали... Что делать? Не упускать же врага из- под носа! А приказ? А как объясню, что не добил .фашиста? Решение пришло само со­ бой: надо рубить ему хвост! 'Но как это сделать? Оба летим на высоте не более двадцати метров. Летчики, таранившие вражеские самолеты, уверяли, что срезать хвостовое оперение удобнее и безопаснее снизу, тогда, после удара винтом по хвосту врага, самолет таранщика окажется выше и, имея запас скорости и высоты, сможет увереннее пойти на посадку. Поэтому, не­ смотря на малую высоту, я р^шил таранить именно снизу. Несколькими маневрами мне удалось усыпить бдительность противника. Когда я убедился, что меня потеряли из виду, направил свой «И-16» под правую сторону хвостового оперения врага, догнал, взялся обеими руками за руль и резким движением перевел самолет на горку и сра­ зу почувствовал сильный удар. На землю не глядел, чтобы не дрогнуть в последнюю , секунду. И сейчас помню металлический звон в ушах. Через ветровое стекло кабины видел, как сыпались обломки хвоста «дорнье» и лопастей винта моего самолета. Во время удара меня подбросило кверху. Двигатель, освобожденный от винта, взвыл и остановился. Как падал фашист, я не видел. Уже »осле мне рассказали, что он сначала взмыл кверху, а потом рухнул на землю и загорелся. Скорость моего самолета быстро падала. Как-то примет меня матушка-земля? Вы­ пускать или не выпускать шасси? Сажусь вдоль кромки пологой балки, на «живот». Впереди вижу верхушки деревьев, торча­ щие из оврага. Похоже, завалюсь прямо в овраг. Ничего поделать я уже не могу... Случилось чудо: самолет перемахнул через \ овраг и плюхнулся под проводами полевой линии связи, не порвав провода, зарылся передней частью в землю и встал на нос. И тут мне повезло! «Ишак» не перекинул­ ся на. спийу,» не придавил меня своей тя­ жестью. Покачался несколько мгновений и принял нормальное горизонтальное положе­ ние. Я отстегнул привязные ремни, выхва­ тил из кобуры «ТТ», сбросил парашют и, выскочив из кабины, стал ходить вокруг самолета. Я не. знал, где нахожусь, где наши вой­ ска, а где — вражеские. Возможно, зале­ тел в расположение немцев. Обошлось и тут, хотя пришлось немало поволновать­ ся. Вышел я к нашим связистам, но дать знать о себе в часть не удалось, в тот день начались ожесточенные бои в большой из­ лучине Дона. Вместе со связистами уда­ лось добраться до станицы Голубинской. Оттуда до Калача прошагал пешком. С не­ малыми приключениями вернуАся в полк. Первым, кого я увидел, был Николай За­ валишин. Его отстранили от полетов, пото­ му’ что он. не мог объяснить, куда девался его ведущий. Ему грозил суд военного три­ бунала. Набежали ребята-авиатехники. За- , тем подошел инженер гюлка Иван Архипо­ вич Петухов. Начались расспросы. Из полка, как требовал порядок, напра­ вили трех летчиков установить место•моей посадки и падения «дорнье». Вылетели ко­ миссар Теплицкий, комэск Мищанов и его заместитель Бурназян. Они подтвердили мой доклад. .Пришло подтверждение и по наземным каналам. Командир дивизии сво­ им приказом присвоил мне звание старши­ ны, а через три дня командующий ПВО страны — звание младшего лейтенанта. Между тем война стремительно прибли­ жалась к Сталинграду. За те считанные дни, что я добирался до полка, боевая об-| становка резко изменилась. Фашисты вьн шли к Дону севернее Калача, форсировалй Дон. Наши войска вели упорные бои с противником юго-западнее Сталинграда, в районе станции Абганерово. Неприятель предпринял первые бомбар­ дировочные налеты на Сталинград группа­ ми по 20—45 самолетов. У истребителей фронтовой авиации и противовоздушной обороны работы прибавилось. В развернув­ шихся воздушных боях наши летчики быст­ ро научились бить чйсленно превосходяще­ го врага, совершенствовали летное мастер­ ство, вырабатывали свои методы воздушно­ го боя. Уже В августе летчики дивизии сбили в небе Сталинграда 146 немецких са­ молетов. «Открыли счет» и мои однополчане. 27 июля, вылетев по сигналу поста ВНОС наперерез фашистскому самолету, лейте­ нант Александр Логинов таранил его, во­ гнал в землю «Фокке-Вульф-178» и благо­ получно посадил свой поврежденный истре­ битель. 4 августа три группы бомбардиров­ щиков «Ю-87» по 7—8 самолетов в каждой под прикрытием двадцати истребителей «Ме-109» встретила на подходе к станции Абганерово, где сосредоточивались наши войска, десятка «Як-1» под командованием штурмана 788-го авиаполка майора С. А, Удовенко. Они атаковали в лоб «Ю-87» и разбили их строй, а затем Вступили в схват­ ку с «мессерами». В неравном бою — де­ сять против сорока! — наши истребители вышли победителями, уничтожив пять бом­ бардировщиков и четыре «мессера». Этот бой мы'изучали во всех подробностях. 23 августа начался новый этап борьбы — I массированные налеты бомбардировщиков противника .на Сталинград и его военно- промышленные объекты, на боевые поряд­ ки войск, а также ожесточенные атаки тан­ ков и мотопехоты. В тот день свыше четы­ рехсот вражеских самолетов под прикры­ тием большого количества истребителей бомбили Сталинград, особенно южную и центральную его части. За сутки фашисты сделали около двух тысяч самолетовыле­ тов. Истребители нашей дивизии и 8 -й воз­ душной армии провели над городом более двадцати пяти групповых воздушных боев и сбили девяносто самолетов противника. Последние дни августа были наиболее напряженными. Ни один боевой вылет не обходился без схватки с истребителями и ' бомбардировщиками врага. Воздушные по­ беды отмечались каждый день. Но и у нас были потери. Первыми погибли ребята из третьей эскадрильи — Красиков и Шумов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2