Сибирские огни, № 2 - 1983
* * * В мае-июне гитлеровские бомбардировщи ки участили попытки прорваться к городу и нанести удары по его оборонным объек там, однако безуспешно. Тогда фашисты стали летать к Сталинграду ночью или на рассвете. Путь им преграждали наши ноч ники. В середине июля вражеская группировка, в составе которой была 6 -я полевая армия под командованием Паулюса, прорвалась в большую излучину Дона, где на рубеже Павловск — Клетская — Суровикино — Суворовская — Верхне-Курмоярская завя зались упорные бои. К этим боям вторая эскадрилья 629-го авиаполка имела пря мое отношение. По приказу командира ди визии нашу эскадрилью, которой по-преж нему командовал Сергей Мишанов, срочно перебросили за Дон, на полевой аэродром Суровикино. Боевая задача состояла в том, чтобы на дальних подступах перехватывать враже ские самолеты, летящие к Сталинграду, а также — что было не менее важно! — при крывать железнодорожный участок Моро- зовская — Сталинград и железнодорожный мост через Дон у станции Рычковской. Пер воначально, когда наши войска вели упор ные бои с наземными силами противника, немецкие самолеты не проявляли большой активности и производили в основном раз ведывательные полеты вдоль основных железнодорожных магистралей и над До ном, где предполагалось форсирование ре ки. Но к 23 июля обстановка изменилась. Для нас не осталось незамеченным быстрое сосредоточение вражеской авиации на аэр'одромах Задонья. В воздухе появились не только самолеты-разведчики и бомбар дировщики, но и истребители врага, и ^вско- ре нам довелось встретиться с ними в воз душных схватках. Немцы бросили под Сталинград свои луч шие эскадры — так называемую авиацион ную группу Геринга, а также истребителей противовоздушной обороны Берлина, 52-ю истребительную эскадру асов, на вооруже нии которых были самолеты новейших ма рок — «Ме-109ф» и «Ме-109г». Фашистские летчики имели большой опыт воздушных боев и в первые дни развернувшейся битвы за Сталинград вели себя особенно нагло, надеясь и на превосходство своих истреби телей. Нам в этот период пришлось действо вать в весьма сложных условиях, но в про цессе ожесточенных схваток мы научились сбивать хваленые «мессеры». За несколько июльских дней только летчиками нашего полка было сбито семнадцать самолетов противника. Один из них записали на мой счет. ...Утром 23 июля шестерка «И-16», в со ставе которой был и я, вылетела на сопро вождение самолета «Дуглас», в котором находилась группа военачальников во главе с командующим ПВО страны генералом Громадиным. Командовал нашей шестеркой майор Мишанов. Такие полеты были для нас делом обычным. Выполнив задание, к концу дня мы вер нулись в Воропоново. Приземлились, зару лили самолеты на стоянки и тут же получи ли приказ заправить машины горючим и никуда от них не отлучаться: объявлено по ложение № 1 — тревога. Вскоре у здания штаба полка взвилась зеленая ракета. Быстро заработали моторы. К нам бежал комиссар эскадрильи М. Н. Абакумов. Он передал мне приказ немедленно лететь на Клетскую. Посты ВНОС доложили, что за Доном, над станцией Клетская, кружит «Дорнье-215». Наших зенитных средств там нет, и фашистский самолет может беспре пятственно разредать сосредоточение наших войск и переправы через Дон. Мне и Нико лаю Завалишину — ведомому — приказано во что бы то ни стало сбить стервятника. Мы шли по курсу на максимальной ско рости. Высота — тысяча метров. Николай лете'л справа и немного сзади, но вдруг обошел меня и начал понемногу отрывать ся. Направление он держал на Клетскую, и поначалу у меня не было обиды на него, но когда самолет Завалишина скрылся из, ви ду, я про себя крепко обругал его, а сам стал размышлять. От Воропоново до Клет- ской лету не меньше получаса. Вряд ли «дорнье» станет дожидаться нас над Клет- ской. Если он, действительно, разведчик, то будет двигаться вниз по Дону к Сталин граду или на Калач. Поэтому я немного изменил маршрут, повернув градусов на тридцать влево в направлении на станицу Голубинскую. Солнце клонилось к закату и слепило глаза. Внимательно всматриваясь, я заметил над Доном силуэт самолета. Он шел наперерез мне выше метров на пять сот. Я перезарядил все четыре пулемета, снял предохранители с гашеток и устремился к летящему самолету, пытаясь зайти справа от него, со стороны солнца. Этот маневр мне удалось выполнить незамеченным. Разгля дев свастику на хвосте и крест на фюзеля же, я понял, что передо мной тот самый «Дорнье-215», который приказано сбить любой ценой. Руки вцепились в ручку уп равления, пальцы нащупали гашетки пуле метов, сердце забилось чаще. Преимущество в скорости на моей сто роне, и я должен использовать его. Боевым разворотом с набором высоты зашел в хвост вражескому самолету. Не более двух трех секунд потребовалось, чтобы набрать еще несколько десятков метров высоты и оказаться выше «дорнье». Тут меня обнару жил стрелок противника — в мою сторону полетели трассы пуль. Я дал очередь, кото рой, очевидно, срезал верхнего стрелка. «Дорнье» недолго летел, не меняя скорости и курса, но вскоре задымил и начал падать вниз. Я шел над ним и не прекращал огня. Однако фашист перехитрил меня: он выпу скал из трубок, смонтированных под крыльями, ядовитый газ. Этот прием был нам известен. Мне ничего не оставалось, как держаться выше врага и не пытаться заходить для новой атаки снизу, чтобы не нахлебаться отравы. Дымил, однако, про тивник недолго, полностью израсходовав за пас газа. Падение также было уловкой опытного пилота. Вражеский самолет, маневрируя, быстро приближался к земле. На высоте бреющего полета летчик выровнял самолет, полагая, что я по- инерции врежусь в зем-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2