Сибирские огни, № 2 - 1983

скдго летчика над вражеским самолетом быстро облетела все воинские подразделе­ ния и жителей Сталинграда. Через несколь­ ко дней мы знакомились с приказом коман­ дующего ПВО страны генерала Громадина, который был одновременно заместителем наркома обороны, о подвиге комсомольца Лямина, о присвоении ему воинского зва­ ния младшего лейтенанта и о награждении орденом Ленина. В один из январских дней 1942 года я вылетел на патрулирование с Сергеем Бур- назяном. Как требовалось по заданию, наш полет проходил южнее Сталинграда на вы­ соте пяти с половиной тысяч метров. Нынешним летчикам трудно поверить, что летали мы на самолетах «И-16» в открытых кабинах и с очень малым запасом кислоро­ да. Длительный полет на высоте в пять- шесть километров был в высшей степени изнурительным. Нередко кислородное голо­ дание и разница в давлении вызывали крат­ ковременную потерю сознания. Несмотря ни на что, мы летали и выполняли боевые за­ дачи. Одевались летчики тепло, но на больших высотах не спасали от холода ни меховые комбинезоны и маски, ни собачьи унты. По этой причине иногда приходилось нарушать заданную высоту, спускаться до трех-четырех тысяч метров, отогреваться, а затем опять возвращаться в свой эшелон. Так было и на этот раз. Когда мы набрали заданную высоту после «прогревания», то сразу оба с Бурназяном обнаружили след летящего на той же высоте самолета. Пока­ чиванием крыльями мы дали понять друг другу, что в воздухе есть еще кто-то кроме нас. По следу, а вскоре и по силуэту определили: на Сталинград летит «Юнкерс- 8 8 ». Летчики вражеского самолета тоже увидели нас и, когда мы устремились на­ перерез, развернулись и с набором высоты стал уходить на запад. И вот два «ишака» на полном газу гонят­ ся за «юнКерсом», а тот преспокойно ухо­ дит восвояси. Наши машины оборудованы лыжами, шасси не убираются, и немецкий самолет превосходит нас в скорости. Разве не обидно! Из-под носа уходит невредимым враг, а мы ничего не можем поделать. Со злости я выпустил в сторону «Ю- 8 8 » не­ сколько очередей из «Шкасов»,.уверенный, что, на расстоянии в три-четыре километра не причиню ему никакой болячки. Вот тут- то и случилось то, чего мы не ожидали. Буквально из-под наших самолетов выныр­ нул «Як-1» и устремился за врагом. Мы по­ няли, что наша добыча достанется летчику превосходного самолета, имеющего, к тому же, хорошее вооружение. Время нашего полета подходило к концу. Сели на свой Верхнеахтубинский аэро­ дром, доложили обступившим однополчанам и командирам о неудачной встрече с вра­ жеским самолетом. Мы не просили — тре­ бовали, чтобы 1 нам сменили лыжи на коле­ са. И буквально через несколько дней стали летать на «И-16» с убирающимися в возду­ хе шасси. Между тем из штаба дивизии сообщили, что обнаруженный нами самолет сбит коман­ диром второй эскадрильи 6 8 8 -го авиаполка капитаном Смирновым. Вот так-то: «Як» есть «Як», а «ишак» он и есть «ишак»... Между, тем в нашей дивизии были, полки, оснащенные еще более тихоходными «И-15 бис».и «И-153». Мы знали, а скорее дога­ дывались, что в ближайшее время не полу­ чим самолеты новых конструкций! Их еще мало выпускала авиационная промышлен­ ность, вынужденная перебазироваться на восток страны, а те, что выходили с заводов, направлялись ближе к фронту. Этим мы ус­ покаивали себя, понимая, что надо обхо­ диться наличной техникой. К весне все наши самолеты тщательно отремонтировали. Особенно много сил и старания приложили к ремонту и замене моторов, >усилению огневой мощи боевых машин. Ведь наши «ишачки» имели на воо­ ружении всего по два «Шкаса», смонтиро­ ванных на плоскостях крыльев, за сферой вращения винта. Прицельность огня была невелика. Только один самолет, закреплен­ ный за командиром полка, имел на воору­ жении две скорострельные пушки «Швак» и два синхронных пулемета, да еще один , самолет был оснащен четырьмя «Шкасами», два из которых были синхронными, распо­ ложенными между верхними цилиндрами звездообразного мотора. Они могли стре­ лять во время работы двигателя. Пули при этом успевали пролетать между лопастями вращающегося винта, не повреждая его. По счастью, этот самолет с хвостовым номером «9» достался мне. Когда мы снова . перебазировались из Верхней Ахтубы в Воропоново, техники сделали неожиданное открытие: именно на этом самолете когда-то летал знаменитый Анатолий Серов. Понятно, что я загордился своей машиной, и она ни разу меня не под­ вела. Причастность Анатолия Серова к «девят­ ке» была обнаружена случайно. Еще до войны самолеты частенько подкрашивали и перекрашивали зеленой краской, а во время войны их камуфлировали под цвет то снега, то земли. Зимой они были белыми, а весной на них наносилось сразу несколько цветовых оттенков, к лету снова перекраши­ вали, чтобы вражеским летчикам труднее было их обнаруживать и на земле, и в воз­ духе. И вот, когда мой самолет перекрашивали в «весенний» цвет, около дверки кабины от­ стал кусок из нескольких слоев ссохшейся краски, и оказалось, что первоначально он был... красным. Летчики и техники окружили «девятку» и стали гадать, кто мог летать на ней. Всем было ясно, что самолет был когда-то флаг­ манским и летал на нем какой-то знамени­ тый летчик. По формуляру самолета уста­ новили, что он принадлежал командиру знаменитой «правительственной» пятерки, как ее называли до войны, Герою Советско­ го Союза Анатолию Серову, герою боев в Испании, погибшему перед войной вместе с Полиной Осипенко при выполнении учеб­ ного полета на самолете «УТИ-4». За счет чего усилили огневую мощь на­ ших машин? Да очень просто и в то же время оригинально. Мы уже знали о зна­ менитых «катюшах» — реактивных миноме­ тах. И вот на штурмовиках и истребителях стали использовать реактивные установки. Наши старенькие «И-16» стали грозой для фашистских бомбардировщиков и истреби­ телей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2