Сибирские огни, № 2 - 1983
скдго летчика над вражеским самолетом быстро облетела все воинские подразделе ния и жителей Сталинграда. Через несколь ко дней мы знакомились с приказом коман дующего ПВО страны генерала Громадина, который был одновременно заместителем наркома обороны, о подвиге комсомольца Лямина, о присвоении ему воинского зва ния младшего лейтенанта и о награждении орденом Ленина. В один из январских дней 1942 года я вылетел на патрулирование с Сергеем Бур- назяном. Как требовалось по заданию, наш полет проходил южнее Сталинграда на вы соте пяти с половиной тысяч метров. Нынешним летчикам трудно поверить, что летали мы на самолетах «И-16» в открытых кабинах и с очень малым запасом кислоро да. Длительный полет на высоте в пять- шесть километров был в высшей степени изнурительным. Нередко кислородное голо дание и разница в давлении вызывали крат ковременную потерю сознания. Несмотря ни на что, мы летали и выполняли боевые за дачи. Одевались летчики тепло, но на больших высотах не спасали от холода ни меховые комбинезоны и маски, ни собачьи унты. По этой причине иногда приходилось нарушать заданную высоту, спускаться до трех-четырех тысяч метров, отогреваться, а затем опять возвращаться в свой эшелон. Так было и на этот раз. Когда мы набрали заданную высоту после «прогревания», то сразу оба с Бурназяном обнаружили след летящего на той же высоте самолета. Пока чиванием крыльями мы дали понять друг другу, что в воздухе есть еще кто-то кроме нас. По следу, а вскоре и по силуэту определили: на Сталинград летит «Юнкерс- 8 8 ». Летчики вражеского самолета тоже увидели нас и, когда мы устремились на перерез, развернулись и с набором высоты стал уходить на запад. И вот два «ишака» на полном газу гонят ся за «юнКерсом», а тот преспокойно ухо дит восвояси. Наши машины оборудованы лыжами, шасси не убираются, и немецкий самолет превосходит нас в скорости. Разве не обидно! Из-под носа уходит невредимым враг, а мы ничего не можем поделать. Со злости я выпустил в сторону «Ю- 8 8 » не сколько очередей из «Шкасов»,.уверенный, что, на расстоянии в три-четыре километра не причиню ему никакой болячки. Вот тут- то и случилось то, чего мы не ожидали. Буквально из-под наших самолетов выныр нул «Як-1» и устремился за врагом. Мы по няли, что наша добыча достанется летчику превосходного самолета, имеющего, к тому же, хорошее вооружение. Время нашего полета подходило к концу. Сели на свой Верхнеахтубинский аэро дром, доложили обступившим однополчанам и командирам о неудачной встрече с вра жеским самолетом. Мы не просили — тре бовали, чтобы 1 нам сменили лыжи на коле са. И буквально через несколько дней стали летать на «И-16» с убирающимися в возду хе шасси. Между тем из штаба дивизии сообщили, что обнаруженный нами самолет сбит коман диром второй эскадрильи 6 8 8 -го авиаполка капитаном Смирновым. Вот так-то: «Як» есть «Як», а «ишак» он и есть «ишак»... Между, тем в нашей дивизии были, полки, оснащенные еще более тихоходными «И-15 бис».и «И-153». Мы знали, а скорее дога дывались, что в ближайшее время не полу чим самолеты новых конструкций! Их еще мало выпускала авиационная промышлен ность, вынужденная перебазироваться на восток страны, а те, что выходили с заводов, направлялись ближе к фронту. Этим мы ус покаивали себя, понимая, что надо обхо диться наличной техникой. К весне все наши самолеты тщательно отремонтировали. Особенно много сил и старания приложили к ремонту и замене моторов, >усилению огневой мощи боевых машин. Ведь наши «ишачки» имели на воо ружении всего по два «Шкаса», смонтиро ванных на плоскостях крыльев, за сферой вращения винта. Прицельность огня была невелика. Только один самолет, закреплен ный за командиром полка, имел на воору жении две скорострельные пушки «Швак» и два синхронных пулемета, да еще один , самолет был оснащен четырьмя «Шкасами», два из которых были синхронными, распо ложенными между верхними цилиндрами звездообразного мотора. Они могли стре лять во время работы двигателя. Пули при этом успевали пролетать между лопастями вращающегося винта, не повреждая его. По счастью, этот самолет с хвостовым номером «9» достался мне. Когда мы снова . перебазировались из Верхней Ахтубы в Воропоново, техники сделали неожиданное открытие: именно на этом самолете когда-то летал знаменитый Анатолий Серов. Понятно, что я загордился своей машиной, и она ни разу меня не под вела. Причастность Анатолия Серова к «девят ке» была обнаружена случайно. Еще до войны самолеты частенько подкрашивали и перекрашивали зеленой краской, а во время войны их камуфлировали под цвет то снега, то земли. Зимой они были белыми, а весной на них наносилось сразу несколько цветовых оттенков, к лету снова перекраши вали, чтобы вражеским летчикам труднее было их обнаруживать и на земле, и в воз духе. И вот, когда мой самолет перекрашивали в «весенний» цвет, около дверки кабины от стал кусок из нескольких слоев ссохшейся краски, и оказалось, что первоначально он был... красным. Летчики и техники окружили «девятку» и стали гадать, кто мог летать на ней. Всем было ясно, что самолет был когда-то флаг манским и летал на нем какой-то знамени тый летчик. По формуляру самолета уста новили, что он принадлежал командиру знаменитой «правительственной» пятерки, как ее называли до войны, Герою Советско го Союза Анатолию Серову, герою боев в Испании, погибшему перед войной вместе с Полиной Осипенко при выполнении учеб ного полета на самолете «УТИ-4». За счет чего усилили огневую мощь на ших машин? Да очень просто и в то же время оригинально. Мы уже знали о зна менитых «катюшах» — реактивных миноме тах. И вот на штурмовиках и истребителях стали использовать реактивные установки. Наши старенькие «И-16» стали грозой для фашистских бомбардировщиков и истреби телей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2