Сибирские огни, № 2 - 1983
ляться по движущимся воздушным мише ням — конусам. В начале декабря 1941 года в полк при были комиссары — Абакумов, Омельченко, Петухов. Жизнь в Верхней Ахтубе как-то по-особому ожила началась организован ная политическая и культурно-массовая ра бота. По эскадрильям прошли комсомоль ские собрания, были избраны комсомольские президиумы — так назывались тогда коми теты ВЛКСМ. Совершенно неожиданно ребята избрали меня секретарем президиума второй эскад рильи. Скажу откровенно: эту комсомоль скую нагрузку я воспринял без энтузиазма и первое время не мог войти в колею, не осознавал, что я — комсомольский вожак. Дело клеилось плохо. На помощь мне по спешили Михаил Николаевич Абакумов и секретарь парторганизации эскадрильи Сер гей Авдеевич Бурназян. ' Через них, через этих конкретных коммунистов, я впервые прочувствовал партийное руководство ком сомолом. Потом, когда утекло много лет и по воле партии я был выдвинут на комсомольскую и партийную работу, часто вспоминал начало своей комсомольской «деятельности» и этих замечательных наставников. Михаил Николаевич Абакумов не был летчиком, но до войны служил Тз парашют но-десантных войсках и разбирался в тон костях авиации. Для работы с летчиками это — немаловажный фактор. Человек он был артельный. Часто его невысокую коре настую фигуру можно было видеть среди летного и технического состава. Разговари вать любил по душам, не гнушался шут ками, острословием и анекдотами. Но в нужное время Абакумов умел быстро преображаться в строгого, волевого коман дира. В настоящее время Михаил Николаевич проживает в Новгороде. По его приглаше нию я гостил у него несколько дней, и те перь мы обмениваемся письмами и приве тами. А первая послевоенная наша встреча с М. Н. Абакумовым состоялась в 1975 году ■ в Волгограде. Мы были приглашены на большое мероприятие по военно-патриоти ческой работе, .которое проводил ЦК ком сомола. Встретились в ресторане гостиницы «Октябрьская», обнялись, расцеловались. Не успели освободиться от объятий/ как из-за стола поднялся генерал-полковник А. И. Родимцев, дважды Герой Советского Союза, легендарный защитник Сталинграда. — Ребята,— сказал он, обращаясь к Михаилу Николаевичу и ко мне,— ну-ка, расскажите, что за бурная встреча у вас только что состоялась? — Дорогие товарищи,— ответил я.—Это мой комиссар Михаил Николаевич Абаку мов, с которым мы не виделись тридцать три года! — А это,— вслед за мною произнес Аба кумов,— Саша Попов, наш летчик, который таранил самолет над Сталинградом. Тут произошло нечто непредставимое: все гости дружно встали и устроили нам овацию... Но это — отступление. Сергея Бурназяна, заместителя комэска, мы уважали прежде всего как хорошего лет чика, отлично владевшего всеми фигурами высшего пилотажа. Каждый из нас, моло дых пилотов, всегда с удовольствием ле тал с Бурназаяном на боевые задания. Память сохранила маленький эпизод, происшедший в первый день работы С. Бур назяна в должности замкомэска. К нам его перевели из третьей эскадрильи, где он был командиром звена. Получив приказание, он тут же перетащил в нашу комнату все свое «имущество», состоявшее из небольшо го чемодана, грубого одеяла, подушки и матраца, набитого соломой. Назавтра вме сте с, нами уже участвовал в боевых поле тах на патрулирование. В первый полет в паре с Бурназяном, его ведомым, по летел я. По опыту Сергей знал, как придирчиво относятся летчики к вновь назначенным командирам, и он решил показать, на что способен. Возвращаясь с задания, он пома хал мне крыльями, отошел в сторону и за вернул Несколько фигур высшего пилота жа. Его «почерк» мне понравился, и когда вечером, на пути в столовую, ребята спро сили меня, как оцениваю нового замкомэс ка, я с восторгом и с подробностями, же стикулируя, рассказал, как он летает, а в конце Заявил, что в полете с ним не соску чишься. Кто-то из ребят толкнул меня лок тем в бок и кивнул, чтобы я повернул го лову... Оказалось, Бурназян нагнал нас, пристроился к группе и слышал все, что я о нем рассказывал. Пришлось извиняться за излишнюю словоохотливость. * * * Несмотря на поражение под Москвой, гитлеровцы не ослабляли внимания к Ста линграду. Они засылали на большой высо те самолеты-разведчики, пытаясь выявить средства противовоздушной обороны, одна ко рее попытки пролететь над городом, как правило, не удавались. Немецкие самолеты встречал заградительный огонь наших зе ниток и истребители ПВО. Но до конца 1941 года ни зенитчики, ни летчики-истре бители, как ни- старались, не сбили над Сталинградом ни одного фашистского са молета. Первый «Юнкерс- 8 8 » сбил в небе Сталин града молодой летчик соседнего с нами 788-го истребительного авиаполка Юрий Лямин на самолете «Як-1» первого января 1942 года. В этот день вместе с командиром звена младшим лейтенантом Васиным Юрий Ля мин выполнял боевое задание по прикры тию Сталинграда. На высоте 6 тысяч мет ров они встретили «Ю- 8 8 », летевший на го род. Первым приблизился к врагу командир звена и открыл огонь. Вражеский самолет развернулся и стал удирать на запад. Тогда в бой встуйил Лямин и длинной очередью из пушки «Швак» и двух пулеметов попы тался сбить «юнкерса», но тоже не попал. Не раздумывая, Юрий приблизился к врагу и винтом своего самолета ударил по хво стовому оперению «Ю- 8 8 ». С большой вы соты самолет рухнул на землю, экипаж вы бросился на парашютах, все четверо были взяты в плен. Юрий спланировал на по врежденном «Яке» и приземлился в откры том поле, не выпуская шасси. Весть о первой победе молодого совет-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2