Сибирские огни, № 2 - 1983
это сделал? Разве в нашей стране мало поселков, совхозов, колхозов, заводов, носящих имя великого пролетарского пи сателя? Ведь Воропоново известно еще со времен обороны Царицына, да и в дни обо роны Сталинграда этот пункт играл немало важную роль. Здесь базировались многие истребительные, штурмовые и бомбардиро вочные полки. Отсюда детали на ^боевые задания знаменитые девушки-летчицы на самолетах «У-2». Я уж не говорю, о своем полку, заслужившем именно здесь гвардей ское звание. Сделанного уже не исправить. Однако в воспоминаниях участников Ста линградской битвы Воропоново всегда бу дет называться своим именем. Итак, Воропоново. Весна и лето 1941 го-, да. Идет напряженная работа курсантов по овладению летной практикой вначале на самолетах Яковлева «УТ-2», а затем на учебно-тренировочном истребителе «УТИ-4». Самостоятельные полеты мы выполняли на настоящем самолете-истребителе «И-16». Так случилось, что наши военные летчики встретили армады немецких стервятников именно на этих самолетах — «И-16», а так же «И-153» и «И-15 бис». ...Сводки Совинформбюро не радовали. .Под натиском превосходящих сил врага наши войска отступали. Фашисты пытались вызвать, панику у наших людей наглыми выходками далеко от линии фронта. Такой выходкой была и попытка бомбить Сталин град; удаленный от фронта на сотни кило метров. В первые дни войны группа вражеских самолетов, состоявшая из трех «юнкерсов», пыталась разбомбить Сталгрэс. Бомбы сбросить им удалось, но вреда они не при чинили и человеческих жертв не было. Од нако этот налет всколыхнул многих в Ста линграде. Появилась необходимость значи тельно повысить бдительность и усилить противовоздушную оборону города и его предприятий, переведенных на выпуск воен ной продукции. Зенитная артиллерия не причинила вреда немецким самолетам, а наши «И-16», наско ро переоборудованные из учебных в боевые, вылетели с большим запозданием. «Юнкер- сы» улетели восвояси спокойно, без каких- либо помех. Командование Сталинградского оборони тельного района и Комитет обороны горо да приняли срочные меры — была' развер нута дополнительная сеть артиллерийских батарей ПВО, а в каждой эскадрилье лет ной школы по нескольку учебных самоле тов-истребителей привели в боевое состоя ние и установили дежурство летчиков. Для наиболее эффективной противовоз душной защиты Сталинграда одних зенит ных средств и аэростатов заграждения бы ло недостаточно. И тогда была создана на базе нашей лётной школы 1 0 2 -я истреби тельная авиационня дивизия ПВО. Летный и технический состав дивизии формировался за счет инструкторов, техни ков и командного состава нашей и частично Борисоглебской летной школ. Дивизия, во шедшая в состав Сталинградского корпус ного района ПВО, сыграла важную роль в обороне города. Летчики дивизии прикры вали город и боевые порядки войск с кон ца 1941 года до октября 1942 года тес ном взаимодействии .с фронтовой авиацией и зенитной артиллерией. Так говорится в официальных документах о Сталинградском сражении. Наиболее напряженные бои с авиацией противника летчики дивизии вели в июне, августе <и сентябре 1942 года, когда они сбили 318 фашистских самолетов. * * * Зима 1941 года в Поволжье наступила необычно рано, словно у нас в Сибири. Фор мирование нашего полка в основном было завершено, и по приказу командира диви зии его перебазировали за Волгу, в дерев ню Верхняя Ахтуба. К двадцатым числам ноября Волга по крылась льдом, но автомашины и другая техника переправлялись через реку на паро ме с ледоколом. Не ожидая, когда подой дет очередь для автомашин с нашим скар бом, мы двинули пешком по тонкому льду через Волгу. Прибыли на место ночью в сильный снегопад. Разместили нас в учеб ных классах двухэтажной кирпичной сель ской школы, в которой мы жили до ,весны 1942 года. Спустя тридцать четыре года я побывал на том месте, где когда-то находилась рус ская деревня Верхняя Ахтуба. Но теперь ее нет... Стоят многоэтажные жилые дома нового индустриального города Волжский. Только кирпичные стены бывшей школы, побитые разрывами и осколками бомб, со хранились. Жители рассказали, что во время обороны Сталинграда Верхняя Ахтуба была полностью разрушена. Уцелели только сте ны школы до остаток стены паровой мель ницы. Перед моим взором открылся большой современный город, созданный на совер шенно голом месте. Да что город! А Волга, которую мы переходи-ли по льду на пути в Верхнюю Ахтубу? Она теперь тоже не та! На месте бывшей переправы теперь возвы шается плотина Волжской гидроэлектро станции имени XXII съезда КПСС. Командовал второй эскадрильей старший лейтенант Сергей М^нданов, опытный бое вой ,летчик. Высоким, стройный и немного словный, командир пользовался большим уважением. Он не допускал грубости в об ращении с подчиненными, подкупал боль шим опытом работы в истребительной авиа ции, хорошей техникой пилотирования и, что очень важно, опытом воздушных схва ток с «мессерами». Он уверял нас, что только после встречи с вражеским самолетом в воздушном бою, когда тебе «надерут хвоста», у летчика появляется увер'енность, что он боевой пи лот, а не школьник. Я оказался одним из первых, кого Ми- шанов взял в пару с собой на выполнение боевого задания — патрулирование над Сталинградом. КомЖк ухитрялся так планировать каж дый боевой вылет, что наряду с выполнени ем боевой задачи выполнялись и учебно тренировочные задания. Как правило, возвращаясь с задания, пара истребителей выполняла учебный- воздушный бой на вы соте, а затем, снизившись до одной-полутора тысяч метров, успевала до посадки отстре- \
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2