Сибирские огни, № 2 - 1983

это сделал? Разве в нашей стране мало поселков, совхозов, колхозов, заводов, носящих имя великого пролетарского пи­ сателя? Ведь Воропоново известно еще со времен обороны Царицына, да и в дни обо­ роны Сталинграда этот пункт играл немало­ важную роль. Здесь базировались многие истребительные, штурмовые и бомбардиро­ вочные полки. Отсюда детали на ^боевые задания знаменитые девушки-летчицы на самолетах «У-2». Я уж не говорю, о своем полку, заслужившем именно здесь гвардей­ ское звание. Сделанного уже не исправить. Однако в воспоминаниях участников Ста­ линградской битвы Воропоново всегда бу­ дет называться своим именем. Итак, Воропоново. Весна и лето 1941 го-, да. Идет напряженная работа курсантов по овладению летной практикой вначале на самолетах Яковлева «УТ-2», а затем на учебно-тренировочном истребителе «УТИ-4». Самостоятельные полеты мы выполняли на настоящем самолете-истребителе «И-16». Так случилось, что наши военные летчики встретили армады немецких стервятников именно на этих самолетах — «И-16», а так­ же «И-153» и «И-15 бис». ...Сводки Совинформбюро не радовали. .Под натиском превосходящих сил врага наши войска отступали. Фашисты пытались вызвать, панику у наших людей наглыми выходками далеко от линии фронта. Такой выходкой была и попытка бомбить Сталин­ град; удаленный от фронта на сотни кило­ метров. В первые дни войны группа вражеских самолетов, состоявшая из трех «юнкерсов», пыталась разбомбить Сталгрэс. Бомбы сбросить им удалось, но вреда они не при­ чинили и человеческих жертв не было. Од­ нако этот налет всколыхнул многих в Ста­ линграде. Появилась необходимость значи­ тельно повысить бдительность и усилить противовоздушную оборону города и его предприятий, переведенных на выпуск воен­ ной продукции. Зенитная артиллерия не причинила вреда немецким самолетам, а наши «И-16», наско­ ро переоборудованные из учебных в боевые, вылетели с большим запозданием. «Юнкер- сы» улетели восвояси спокойно, без каких- либо помех. Командование Сталинградского оборони­ тельного района и Комитет обороны горо­ да приняли срочные меры — была' развер­ нута дополнительная сеть артиллерийских батарей ПВО, а в каждой эскадрилье лет­ ной школы по нескольку учебных самоле­ тов-истребителей привели в боевое состоя­ ние и установили дежурство летчиков. Для наиболее эффективной противовоз­ душной защиты Сталинграда одних зенит­ ных средств и аэростатов заграждения бы­ ло недостаточно. И тогда была создана на базе нашей лётной школы 1 0 2 -я истреби­ тельная авиационня дивизия ПВО. Летный и технический состав дивизии формировался за счет инструкторов, техни­ ков и командного состава нашей и частично Борисоглебской летной школ. Дивизия, во­ шедшая в состав Сталинградского корпус­ ного района ПВО, сыграла важную роль в обороне города. Летчики дивизии прикры­ вали город и боевые порядки войск с кон­ ца 1941 года до октября 1942 года тес­ ном взаимодействии .с фронтовой авиацией и зенитной артиллерией. Так говорится в официальных документах о Сталинградском сражении. Наиболее напряженные бои с авиацией противника летчики дивизии вели в июне, августе <и сентябре 1942 года, когда они сбили 318 фашистских самолетов. * * * Зима 1941 года в Поволжье наступила необычно рано, словно у нас в Сибири. Фор­ мирование нашего полка в основном было завершено, и по приказу командира диви­ зии его перебазировали за Волгу, в дерев­ ню Верхняя Ахтуба. К двадцатым числам ноября Волга по­ крылась льдом, но автомашины и другая техника переправлялись через реку на паро­ ме с ледоколом. Не ожидая, когда подой­ дет очередь для автомашин с нашим скар­ бом, мы двинули пешком по тонкому льду через Волгу. Прибыли на место ночью в сильный снегопад. Разместили нас в учеб­ ных классах двухэтажной кирпичной сель­ ской школы, в которой мы жили до ,весны 1942 года. Спустя тридцать четыре года я побывал на том месте, где когда-то находилась рус­ ская деревня Верхняя Ахтуба. Но теперь ее нет... Стоят многоэтажные жилые дома нового индустриального города Волжский. Только кирпичные стены бывшей школы, побитые разрывами и осколками бомб, со­ хранились. Жители рассказали, что во время обороны Сталинграда Верхняя Ахтуба была полностью разрушена. Уцелели только сте­ ны школы до остаток стены паровой мель­ ницы. Перед моим взором открылся большой современный город, созданный на совер­ шенно голом месте. Да что город! А Волга, которую мы переходи-ли по льду на пути в Верхнюю Ахтубу? Она теперь тоже не та! На месте бывшей переправы теперь возвы­ шается плотина Волжской гидроэлектро­ станции имени XXII съезда КПСС. Командовал второй эскадрильей старший лейтенант Сергей М^нданов, опытный бое­ вой ,летчик. Высоким, стройный и немного­ словный, командир пользовался большим уважением. Он не допускал грубости в об­ ращении с подчиненными, подкупал боль­ шим опытом работы в истребительной авиа­ ции, хорошей техникой пилотирования и, что очень важно, опытом воздушных схва­ ток с «мессерами». Он уверял нас, что только после встречи с вражеским самолетом в воздушном бою, когда тебе «надерут хвоста», у летчика появляется увер'енность, что он боевой пи­ лот, а не школьник. Я оказался одним из первых, кого Ми- шанов взял в пару с собой на выполнение боевого задания — патрулирование над Сталинградом. КомЖк ухитрялся так планировать каж­ дый боевой вылет, что наряду с выполнени­ ем боевой задачи выполнялись и учебно­ тренировочные задания. Как правило, возвращаясь с задания, пара истребителей выполняла учебный- воздушный бой на вы­ соте, а затем, снизившись до одной-полутора тысяч метров, успевала до посадки отстре- \

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2