Сибирские огни, № 1 - 1983
обо всем плохом, хотя бы на этот вечер. А то в заботах беспрестанных, на бегу, в заделье не то что поговорить как следует, а и поздороваться толком некогда. Вот и собирались мы. Ну, субботний день наступает, хозяйка с утра раннего возле печи мается, достряпывает; товарка, бывает, помогает ей. Закончила со стряпней, в избе прибирать начинает, пол моет, шторки из газет, узорами вырезанные, на окна вешает. А еще баня, вытопить, помыться порань ше всей семьей, ребятишек под вечер накормить, чтоб не прыгали с печи, под ногами не крутились. Забот —ни минуты свободной, кру гом ходи. Хозяин чуть свет ушел из дому, ему сегодня надо и свою работу сделать, и женину, если председатель не освободил ее, замены не на шел. Работу закончил —столы и скамьи от ближних соседей принести, три лампы десятилинейных выпросить у кого-то, залить керосин в них, стекла почистить, фитили проверить, на стены на гвозди повесить. А уж после этого хозяин идет из двора в двор — приглашает. По дерев не знают, что у него сегодня сабантуй, и хозяин видит, что знают, с ним и здороваются приветливее, чем, скажем, вчера, благодарят за пригла шение. А он,—радостный, забыл, что не ел еще с утра, пошучивает, походка изменилась, заношенная фуфайка сидит на нем ладнее, шап ку повыше сдвинул. Вот и у него сабантуй, и у него как у людей, и он собрать-угостить в состоянии. Приходите, пожалуйста. Обходит всю де ревню подряд, приглашая, без выбора. Редкий не придет, редкий откажется. А часу в седьмом начинают сходиться гости. На мужиках чистые рубахи, выходные фуфайки, да и обычная одежда в этот вечер празд ничной кажется. Бабы в нарядах своих горьких —самотканых, самосши- тых. Входят, постучавшись, спросясь, можно ли, так заведено, здоро ваются с хозяевами за руку. Рассаживают хозяева гостей, кому куда но нраву сесть, гармонист, положив до времени на кровать гармонь, усаживается с краю, чтоб свободней было подняться. От ламп свет яркий, видно каждое лицо; позже, когда начнут плясать, стекла в лам пах будут тоненько вызванивать. Вот расселись гости, хозяин с хозяй кой обходят вокруг столов, наливают подряд все стаканы и просят до рогих гостей выпить по первой. После третьей —разговоры на всю из бу. На дальнем углу песню было зачали —не пошла. Хозяева просят не обижать их, опоражнивать. Опять песню завели, схватилось сразу все застолье, вторую, еще... А уж кто-то из баб толкает гармониста, про сит «Барыню». Гармонист пересаживается на кровать, склонив голову, пробует лады, рвет гармонь, переходя на плясовую, и бабы, одна за другой, выходят на свободное место, где впятером и не разойтись. С печи, свесив головы, смотрят на все ребятишки. Кто-то запьянел шибко, и жена старается увести его пораньше. Где-то к полуночи расходятся ос тальные. Запоют от двора, и долго еще слышны голоса по деревне. А наутро зайдут два-три мужика со своего края — опохмелиться, посидят часок, на том сабантуй и кончается. Хозяйка потом к разговорам при слушивается, что говорят про нее по деревне, плохо ли, хорошо угости ла она, и радуется, когда хвалят ее и в глаза, и за спиной. — И мы с дедом гостей приглашали несколько раз,— возгордилась на минуту старуха,—не острамились перед людьми, нет, хоть и жили бед- новато. Вот вам и сабантуи. А потом сами по себе отошли они, гулянки совместные. Нас, стариков, война объединила, пережитое. Друг за друга держались. А вот дети наши,.старшие, скажем, они уже как бы отодвину лись от нас. Распались, не держались единой кучей. Сабантуев они уже не гуляли. Вечера собирали, устраивали. Так и говорили: устроить ве чер. Приглашали не всех, а по выбору. С кем хозяева дружбу водят. Деревня разбивалась на части. В один вечер, в праздник, скажем, три- четыре компании могли гулять сразу, не мешая друг другу. . Так веселились, отмечая праздники, старшие наши дети. А средние, как, скажем, Яков и Гоша, складчины образовывали. Три-четыре семьи в своем краю деревни договорились у кого-то посидеть вечерком. Хо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2