Сибирские огни, № 1 - 1983
Зайцеву Григорию Александровичу...», «Дип ломом первой степени награждается...» ...Та же композиционная структура свойственна и рассказу «Узел». Молодому геологу Сер гею Лиходееву поручили отвезти золото на базу, до которой «две сотни верст и все по тайге», и дали в попутчики мрачного, с «ди коватыми» глазами, койовода Сычева... Что только не передумал Лиходеев во время их совместного перехода, а в итоге со стыдом пришлось себе признаться, что «напридумы- вал кучу всякой дряни про человека, кото рый оказался куда честнее его мыслей». В повести «Клещ» эта сюжетная канва прослеживается в ироническом плане. Здесь в качестве «завязки» выступает таежный клещ, который оборачивается в развязке... обыкновенной коричневой родинкой: в полу- бредовом состоянии, в поисках выхода из таежного лабиринта, молодой «помощник бурового мастера» Вадька Старухин прини мает свою родинку на спине между лопаток за присосавшегося энцефалитного клеща. А в зеленые путы он попал по собственной воле: наподалеку от лагеря буровиков слу чайно набрел на давно заброшенную избу, где находит старинные книги и иконы. И опасаясь, как бы буровики не отобрали его богатство, он направляется в сторону поселка, где можно сесть на самолет и... Но до поселка — сто километров... В этой по вести явно прорисовываются контуры и дру гого «клеща» — страсти к наживе — как в довольно длинной экспозиции, в которой объясняется, почему Старухина «бросает» в далекую Сибирь из родной Риги, так и в ос новной части произведения. Своеобразной кульминацией книги С. Алек сеева является рассказ «Мираж». Истово и по-простецки его герой, молодой рабочий- сезонник в геологических партиях Борис Ахмылин, стремится к человеческому в че ловеке, ищет правду жизни, изо всех сил старается, чтоб поняли его легко ранимую душу. Он шукшинский герой в «чистом ви де». Не случайно, когда Борис прочитал «Калину красную», «ему захотелось спря таться куда-нибудь в темный "угол и ску лить, бодать головой стену, царапать ее ободранными ногтями». Проза Сергея Алексеева привлекает к се бе не только потому, что ,онй отлита в «об реченную на удачу» жанровую форму, но и своей живописностью, выразительностью, экспрессивностью повествования. Сквозь художественную .ткань явственно слышится авторский голос, поскольку — а в этом нет сомнения — творчество молодого прозаика зиждется 'на его рабочей биографии. Боль ше всего это чувствуется, когда он рисует сочными мазками самобытность жизненного уклада изыскателей и могучие сибирские ландшафты. Книга Сергея Алексеева, безусловно,— хорошее начало, обещающее новые встречи. ВЛАДИМИР МАЛЬЦЕВ Людмила Олзоева. Полумесяц Байкала. Стихи. М. Современник, 1981. «Своеобразие поэзии Л. Олзоевой чита тель обнаружит во всей осязаемой конкрет ности и лирической теплоте, прочитав этот сборник». С такими словами Евгения Вино курова из его предисловия к сборнику поэтессы Людмилы Олзоевой нельзя не со гласиться. Большая часть сборника — это доброт ные, лиричные, иногда пронзительно точные стихи о родном крае, Сибири. • А на карте земли голубой полумесяц Байкала — Как ломоть синевы, как с небес прозвеневший напев. Словно в эту расщелину небо по каплям стекало. И застыло, сверкая, Навеки к Земле прикипев. \ «Мастерица доброты своей» бурятская ба бушка Бугда, пережившая лихую годину войны; труженица—крестьянка Мария: рыбацкое селение Макс^миха; рождение козлят в деревенском хлеву; сибирские нагорья («родные сопки высятся сурово, и перед, ними я держу ответ») —•таковы объ екты поэтических зарисовок Людмилы Ол зоевой. Припадают к остывшей земле Золотые ладони листвы. И склоняясь, услышишь и ты: Бьется сердце природы во мгле. Да, природа =вековечная мать, кормили ца, но и не менее вековечная тайна, приро да, как бы мириадами тончайших нитей пе реплетенная с человеком, пронизывающая его, живущая в нем, снова и снова вызыва ет глубокие лирические раздумья поэтессы. Есть тайнопись великая в природе. Но отчего не радость, а тоска К ней приобщает — и меня находит Склоненной ветки добрая рука. И, шелестя, зеленый луч надежды Пробьется сквозь листвы тяжелый слой, И, выплывая, не такой, как прежде, Нагрянет день, как облако, большой. В этом «большом» дне непросто, порой тревожно, порой радостно, а повой и печаль но живет лирическая героиня Л. Олзоевой— наша современница, обостренно чувствую щая «дыханье века на виске». Мне кажется, что я не изменилась, А между тем ведь десять лет прошло. Как будто я над родником склонилась, А Прошлое на дно его ушло. Иногда эта героиня предстает перед нами и в непростой ситуации преодоления себя: На черном хлебе проживу, И в черном теле прохожу, И с черным горем сговорюсь, 1 Сама с собою поборюсь. И все же очевидно, что героиня Л. Олзое вой — человек прежде всего добрый, чуткий, сопричастный всему живому, стремящийся остаться гуманным в любых жизненных об стоятельствах. Любопытно в этой связи стихотворение, где лирическая героиня, за метив в себе в какой-то момент «жестокость, ступившую с краю», стремится тут же выр вать ее с корнем, как вырывают злой сор няк — осот.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2