Сибирские огни, № 1 - 1983
Курочкин знает описываемое «изнутри» и передает происходящее объективно, с полной достоверностью. Его герой интере сен еще и тем, что он быстро осознает себя не на своем месте, но не бросает начатое дело до тех пор, пока не добивается спра ведливого решения проблемы. И Кошкин, и Галямов борются за общее дело, поэтому они неминуемо должны прийти к понима нию. Курочкину удается держать читателя в напряжении даже там, где его Кошкин всего-то и делает, что лежит на диване и изучает КЗОТ. Конфликт решается неожиданно и нетра диционно: начальник треста решает, что не всегда и не во всем был прав, а Кошкин приходит к выводу, что одного КЗОТа для квалифицированного специалиста мало, и поступает заочно в институт. Читая повесть, веришь: герой обязательно добьется успеха. Во всех произведениях Курочкина, осо бенно в повести «В результате простоя», завершающей авторский сборник, заметно его стремление логически подвести действие к счастливому концу. Счастлив Хлястиков, мотающийся с Востока в Геленджик и об ратно; продолжает свою работу Ланкин; уверен в своих силах Кошкин... Происходит "это, видимо, от внутренней авторской убеж денности в торжестве добра и справедли вости. Рассказ «Безумная идея», единственный пока опубликованный фантастический рас сказ Курочкина, написан вполне профессио нально, но он не столь оригинален и привле кателен, как реалистические произведения Курочкина. Скорее, это проба пера, дань памяти Г. Дж. Уэллса. Впереди — знаком ство с новыми рассказами и повестями мо лодого даровитого прозаика, К. МИЛОВ Лариса Васильева. Избранное. Стихотворе ния и поэмы. М., Художественная литера тура, 1981. Эта книга настольно настоящая, настоль ко живая, что анализировать ее, то есть расчленять и отыскивать среди частей знакомые, а незнакомые части расчле нять далее и, убедившись, что они действительно, незнакомы,— описывать их,—, всего этого делать я не берусь и*не буду, поскольку живое и прекрасное на свет по является не для того, чтобы его расчленили в поисках той или иной закономерности, по большей части поверхностно в нем отражен ной, но скорее для того, чтобы душа наша увидела эту живую красоту, отозвалась ей, укрепилась и очистилась ею. Еще М. Пришвин писал, что «разбирать литературу у нас наловчились, остается ждать, когда научатся собирать». Если говорить о художественном мире, о духовном поле, каким оно увиделось мне в книге Ларисы Васильевой, то более всего его можно было бы соотнести с полем рус ским, с родным пространством, тем, где жи ли наши предки, где выпало и нам счастье жить. Но книга Ларисы Васильевой — это еще и живая часть того великого духовного пространства, которое образовано и образу ется русскими мастерами — от сказочни ков и песельников, Бармы, Рублева, автора «Слово о полку» до каждого, кто входит долей и трудом своим в высокое имя На род. Поэтому на вопрос: о чем же книга Ла рисы Васильевой? — с полным основанием можно ответить ,— это книга о русском. О русском характере, выявленном в поступ ках, мыслях, чувствах, страстях, мечтаниях. Представление о нашем характере, втис нутое в пресловутое выражение «загадоч ная славянская душа» и ставшее расхожим, более нам сообщает о нравственных усто ях тех, кто поддерживает или разделяет это поверхностное представление. «Коня на скаку остановит, в горящую избу вой дет...» — это ли не загадка, это ли не про явление крайнего' иррационализма, столь усердно приписываемого нам Западом? Но наш характер устанавливается и проявля ется по другим законам, по законам добро го, нравственного разума, когда разумно положить жизнь за друга своего, помочь дальнему и^ слабому, когда главным бо гатством человека почитается его щедрость. И это не загадка и не мистицизм, это наша мораль и наша основа. 8 нашу мораль испокон веку входит и то очищающее свойство, когда самые горь кие и самые злые, но самые откровенные слова мы говорим сперва о себе; Кто мы? Вольные дети стихии? Голоса восходящей весны? В неоглядных пределах России на отчаянный риск рождены. Есть в характере странное свойство, пуще ближнего дальних любить, о чужих проявлять беспокойство, а родимого брата губить. Есть в характере странное свойство: перед смертью не плакать, а петь, не бояться несметного войска — перед жалким фигляром робеть. Нам за все это жизнь насылала испытания — не сосчитать, нам погибелей наобещала, мы и гибли. Ан, живы опять. Еще плещут взмутненные воды, еще шепчут остатки лесов; — Кто вы? Добрые дети природы? Злые гении собственных снов? Эти стихи в системе всей книги заражают и действуют не только потому, что они о характере, но и потому, что они порождены этим самым, характером, вся книга явление русского характера. Сергей Наровчатов в предисловии к избранному писал: «Лирика Ларисы Васильевой густо населена тенями давних времен. Впрочем, называть тенями «разбуженную Русь» автора поэмы «Княги ня Ольга», «Воспоминания о «Слове о пол ку Игореве» не поворачивается язык. Исто ризм здесь настолько вещей, объемен, кра сочен, что слово «тени» становится лишь привычной метафорой. Обычная для поэтес сы эмоциональная струя выводит ее героев из давнего далека в мир современных печа лей и радостей...» Чего нет в этой книге, так это подобо страстия к высокому — будь то Народ, Исто рия или Русь, подобострастия, рядящегося в экзотические псевдорусские сарафаны или облеченного в громыхающие словеса про писных истин. Искренность, любовь — исключает подо бострастие. К родному, кровному естествен но относиться как к самому себе, а к себе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2