Сибирские огни, № 1 - 1983
ных деятелях (декабристах, П. П, Ершове и других), перемежаясь с образными, лако ничными очерками, посвященными местным героям (например, В. Пиеттомину, Т. Д. Корушину), показывают вклад трудящихся края в победу социализма. В описаниях многих исторических объек тов говорится об их архитектурных, приро доведческих особенностях, что позволяет ярче и глубже представить эпоху, условия жизни и деятельности людей. Сорок шесть фотографий А, Г. Пашука, С. В. Мельникова, Н. М. Первышина усили вают восприятие исторической и культурной ценности памятников, бережно охраняемых народом. Запечатлены не только «общий вид» памятника, но и (в большинстве слу чаев) их планировочные и архитектурно- оформительные особенности. Выразительны снимки дома декабриста 'И. Д . Якушкина, памятника павшим борцам революции в Тюмени, памятника героям гражданской войны в Салехарде. Книга удачно оформлена художником Я. И. Черниховым — красный переплет, сти лизованные заставки к главам, удобочитае мый шрифт — прекрасно гармонируют с содержанием, написанным хорошим язы ком. МИХАИЛ БЕНЮХ Николай Курочкин. Жизнь спустя. Новоси бирск, Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1981. Печататься томич Н. Курочкин начал с 1980 года. А через год вышла первая его книга. Герой одного из рассказов сборника Хлястиков («Уик-энд на берегу Черного моря») находится в незавидном положении единственного мужчины в дамском отделе. Ни окружающие его сослуживцы, ни он сам уже не воспринимает себя как мужчи ну. К моменту начала действия Хлястиков превратился в полуодушевленный предмет, при нем говорят о чем угодно, его посыла ют в бесконечные командировки, нагружая заказами самого деликатного свойства... Вот так он и попадает на Черноморское по бережье. Сколько раз мы уже видели подобное на экране и в книге! Сибиряк (северянин, даль невосточник) приехал на юг, позагорал, за вел (не завел) роман — и уехал. Курочки на интересует другое. Конечно, реакция Хлястикова на теплый, солнечный Геленд жик достойна описания, но не она являет ся содержанием рассказа. Как поступит нормальный современный мужчина, оказав шись перед возможностью коренным обра зом изменить судьбу, смысл собственной жизни, не меняя ни места жительства, ни профессии? Хлястиков использует представившуюся возможность не раздумывая, без лишних слов. Он, очевидно, давно был готов к пово роту судьбы и потому сразу угадал, узнал его. Жизнь Хлястикова наполнилась боль шим смыслом, чем когда бы то ни было. Он не только познакомился с прекрасной женщиной, не только обрел любовь — он нашел в себе самом скрытый до сих пор талант. Да-да, настоящий талант к чтению лекций о международном положений! Че ловек, до сих пор ничем не отличавшийся от других, честно отрабатывавший свою зарплату, реализовал свой потенциал и об рел подлинное счастье. Герой заглавного рассказа сборника «Жизнь спустя» Ланкин — тоже дальне восточник, прилетевший в командировку, на сей раз в Москву. Мужчина тридцати лет впервые встречается в столице с отцом. Еще одна история про любовь, которую разрушила %ойна? Нет, не совсем: «любовь, которую разрушили своими кознями полу сумасшедшая старуха и провинциальный хулиган». Женщины, обманутой своими же близкими, давно нет в живых, за нее испы тываешь боль, но главный интерес — в жи вых, в тех, кто познакомился «жизнь спус- • тя». За долгие годы голодного детства и юно сти Ланкин выдумал себе столичного пре успевающего отца, выдумал даже его ны нешнюю семью, выхоленную жену и пре лестную сытую дочь — и вот увидел все воочию. Действительность даже превзошла его фантазии. Отец оказался не просто пре успевающим, но еще и «из бывших», у него, у Ланкина, нашлись какие-то «фамильные черты», и он оказался приобщенным к рос кошному генеалогическому древу. И все это оказалось совершенно ненужным, неваж ным. Герой рассказа пытается понять, была ли то любовь, ради которой столько лет страдала его мать, или был просто обман чувств. А поняв, что его отца нисколько не волновала судьба бывшей возлюбленной и сына, решает: «От предков я не отрека юсь, но не от мифических крестоносцев, а от той сумасшедшей бабки, которая по тем ноте своей мне и маме жизнь изгадила, но которая, по крайней мере, кормила козу, вскормившую меня!» Вот так, решительно, вопреки явившейся возможности использо вать «столичные связи», иметь право гово рить об отце без гнева и стыда, поступает Ланкин. Встреча с отцом раскрывает ему глаза на самого себя. Курочкин ставит своих героев в «погра ничную ситуацию», показывает их в непри вычном для них окружении с целью остра- нения: известно, что человеческие качества наиболее ярко выявляются под необычным освещением. Стремясь как можно сильнее воздействовать на читателя, вовлечь его в происходящее, автор завершает повествова ние обращенным прямо к нам или про граммным разговором, или раздумьем геро ев, направленным опять-таки непосредст венно к нам. Пожалуй, наиболее захватывающая, ори гинальная повесть — «Юрис Цивилис». Сю жет ее крайне прост: начальника отдела труда и зарплаты незаконно уволили с ра боты, и он добивается своего восстановле ния в должности, изучая во время вынуж денного безделья КЗОТ и комментарий к нему. Герой повести Кошкин — не Пешков, не очередной «человек на своем месте», с при ходом которого все кардинально меняется. Да и начальник Кошкина Галимов — не «косный руководитель», с которым борется независимый подчиненный. Ситуация много сложнее.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2