Сибирские огни, № 1 - 1983
Находки следуют одна за другой, география их расширяется: Южная и Восточная Евро па, Северная Африка,- Центральная Россия, Урал и наконец Сибирь. Одной из важней ших проблем становится необходимость истолкования, осмысления имеющихся в рас поряжении специалистов произведений. Ка кой путь избрать для этого, как проникнуть в творческий мир древних? На эти сложные и далеко не до конца еще решенные воп росы В. Е. Ларичев пытается ответить на примере открытых им предметов искусства древнего поселения Малая Сыя в Хакасии. При этом он убедительно показывает, что сложнейший комплекс вопросов семантиче ского содержания древнего творчества мо жет быть решен только в то 1 у! случае, если исследователь обратится к мифологии, эт нографии, эпосу ныне живущих и уже ис чезнувших народов Евразии. И, пожалуй, главенствующее место здесь принадлежит мифологии, корни которой, как теперь по лагают многие серьезные исследователи, уходят в палеолит, в ту эпоху, когда соз давались первые в истории человечества произведения изобразительного творчества:. Именно в древних мифах сохранились дра гоценные крупицы верований, ■ обрядов, ри туалов, а более широко — миросозерцания и мировосприятия наших далеких предков, позволяющие ныне реконструировать исто ки их духовной культуры. Особого разговора заслуживает такая сторона первобытной культуры, как естест веннонаучные знания люд'ей древнекамен ного века. Наши предки не только изготов ляли из камня и кости сложные по конфи гурации и разнообразные по назначению орудия, не только строили просторные жи лища и рисовали картины, сделающие честь лучшему из современных музеев, они были знакомы также с математикой и астроно мией. К мысли об этом ученые пришли не вчера. Еще в XIX веке один из крупнейших археологов того времени Буше де Петр высказал предположение, что «допотопные» люди знали счет. В нашем столетии этой проблемой занялся чешский исследователь Карел Абсолон. К настоящему времени по священная этому вопросу литература (как зарубежная, так и советская) исчисляется десятками и сотнями названий. Но самое поразительное состоит в том, что древний человек не только считал, он вниматель нейшим образом изучал небо. Археологи давно обращали внимание на то, что на ка менных пластинах, обработанных челове ком, нередко встречаются выщербины и уг лубления, расположение которых удивитель но напоминает некоторые из наиболее известных созвездий звездного неба, напри мер ковш Большой Медведицы. Это каза лось игрой природы, случая. Новые факты, однако, свидетельствуют об обратном. Ис тория астрономии стала стремительно «уд- ревняться». Была обнаружена и тщатель но (впрочем, еще не до конца) изучена мегалитическая обсерватория бронзового века Стоунхендж (Англия). Американский ученый А. Маршак обратился к исследова ниям палеолитических резных костей, по крытых насечками и зарубками, и, написав фундаментальную монографию, уверенно пришел к выводу, что охотники и собирате ли палеолита знали лунный календарь. Показательно, что и в этой области Си бирь не осталась «обойденной». В 1974 го ду В. Е. Ларичеву посчастливилось во вре мя раскопок палеолитического поселения близ Ачинска обнаружить жезл, изготов ленный из бивня мамонта, покрытый слож ной комбинацией насечек. По мнению ис следователя, данный предмет представляет собой древнейший и весьма совершенный, в своем роде универсальный календарь... Трудно, пока еще не завершены исследо вания, сказать, насколько точна предложен ная В. Е. Ларичевым интерпретация «ка лендаря из бивня мамонта», но уже сейчас ясно, что данная находка поистине уни кальна и аналогий себе в мировой археоло гической практике не имеет. Как знать, быть может, ее дальнейшее внимательное изучение принесет новые неожиданности и существенно изменит нынешние представле ния о духовном кругозоре древнего «чело века разумного». Книги В. Е. Ларичева, помимо знакомст ва^ с достоверными научными фактами но вейших исследований, погружают читателя в волнующую и увлекательную сферу науч- ногр поиска, полного неизвестности, труд ностей и заслуженных удач. Но главное — они служат важнейшему и благороднейше му делу — воспитанию чувства истории, воспитанию глубокого уважения к культур ному прошлому нашей родины, Сибири, книги В. Е. Ларичева укрепляют в нас пат риотическое отношение к своей земле, к людям, населявшим ее испокон веков. ГЕННАДИЙ ПАДЕРИН Рощевская Л. П. Памятники и памятные места Тюменской области. Тюмень, Сред не-Уральское кн. изд -во, 1980. Литература о Тюменской области пополни лась замечательной книгой Л. П. Рощев- ской, являющейся завершением труда ее от ца, профессора П. И. Рощевского, который посвятил многие годы своей жизни изучению истории Сибири, воспитанию любви и ува жения к родному краю, пропаганде памят ников истории и культуры. Из множества памятников, которыми столь богата земля Тюменская, автор отоб рал наиболее значительные, повествующие о жизни края после присоединения его к России в XVI веке до наших дней. Читатели знакомятся с образцами градостроительства и архитектуры, произведениями монумен тального и иных искусств, памятными места ми. Основное внимание концентрируется на историко-революционных памятниках, па мятниках трудовой и воинской славы. Несомненным достоинством работы явля ется и то, что вниманием автора не обойден ни один район области от «вод ионических» до североказахстанских степей и лесостепей. «Своеобразный путеводитель», по выраже нию Л. П. Рощевской, не только называет местонахождение ценных / памятников, их значимость, но и сообщает краткие сведения о событиях, связанных с ними. Заметки о широко известных обществен
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2