Сибирские огни, № 1 - 1983
ская категория? Да нет, скорее, пожалуй, нравственная. Во всяком случае такой вос принимаешь ее в освещении Левикова. (Кстати, и руководство турбинного завода оценивает нравственные итоги эксперимента не менее высоко, чем итоги производствен ные). И еще, как увидит читатель ресурсы личности — категория чисто экономическая. Ибо демократизация управления прежде всего высокорентабельна. И опыт ' калуж ских турбинистов подтвердил это наиболее масштабно. Мне представляются в этой связи наибо лее интересными те страницы книги, где чи тательское внимание привлекается именно к этой проблеме. Сознаемся: из всех резер вов экономики как раз здесь мы пока что черпали меныре всего. Не забудем и такой существенной детали: высокая хозяйствен ная отдача достигается при этом... совсем даром. Внедрение калужского варианта не потребовало ведь никаких капитальных зат рат, на рабочих там подействовало «чувст во хозяина:», на которое так надеялся В. И. Ленин. И еще. В конце 1980 года ЦК КПСС про вел в Калуге всесоюзный семинар, собрав ший около 500 участников. Среди них были министры и их заместители, директора заво дов и объединений, партийные и профсоюз ные работники. Опыт турбинистов получил всеобщее одобрение. В текущей пятилетке бригадная форма в промышленности получа ет режим наибольшего благоприятствова ния. • И. ДРЕЙЦЕР В. Ларичев. Дом из бивней мамонта. Доку ментальные рассказы археолога. Красно ярск. кн. изд-во. 1981. В. Ларичев. Пещер ные чародеи. Рассказы о первобытных ху дожниках, магах, волшебниках, звездочетах и мыслителях. Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1980. Интерес к культурному наследию глубо кой древности, к многообразным проявлени ям духовного мира наших далеких предков чрезвычайно важен и неуклонно возрастает в современности. Развитие общественных наук, новые качественные успехи археоло гических изысканий со всей очевидностью подтвердили тот факт, что классические культуры древности — цивилизации Шуме ра, Египта, Индии, Греции, Рима, Передне го и Дальнего Востока — возникли не спон танно, не на пустом месте, их появлению предшествовали многие тысячелетия твор ческой эволюции «человека разумного», в течение которых и было заложено основа ние грядущего расцвета экономики, ис кусств, наук и ремесел. Имеющиеся в распо ряжении современной науки данные позво ляют утверждать, что человек, живший в эпоху камня, и в частности в период верх него палеолита (древнекаменного века), от нюдь не был, как это считалось в свое вре мя, примитивным дикарем, озабоченным поисками куска мяса. Напротив, он обладал достаточно развитой духовной культурой и, возможно, достаточными для того времени естественнонаучными знаниями. Обо всем этом рассказывает в своих книгах сибир ский археолог, доктор исторических наук В. Е. Ларичев. Первая из них — «Дом из бивня мамон та» посвящена археологическому изучению материальной культуры и искусства камен ного века Сибири. Первые образцы верхне палеолитического искусства — костяная скульптура, рельефы на кацше, а затем и пещерная живопись — были, как известно, обнаружены в прошлом веке в Западной Европе, в так называемой франко-кантаб рийской зоне. В последующие годы были открыты десятки тысяч великолепных об разцов первобытного творчества, и это мож но назвать подлинным переворотом в науке о древнем прошлом человечества. Удивляло, однако, следующее обстоятельство: в Азии, и в частности в Сибири, верхнепалеолитиче ское искусство полностью отсутствовало. Это послужило основой для разделявшейся многими учеными европоцентристской точки зрения, согласно которой;азиаты исходно, с каменного века отставали в культурном раз витии от своих европейских собратьев и по тому были неспособны к художественному творчеству. Но уже в 70-х годах XIX века русские исследователи И. Д. Черский и А. Л. Чекановский, отбывавшие в Сибири царскую ссылку, нанесли первый удар по этой «теории»: в Иркутске ими был обнару жен клад изделий из бивня мамонта, тща тельно выточенных и покрытых сложным геометрическим орнаментом, бесспорно от носящихся к древнекаменному веку. За этим первым шагом последовали многие другие, прославившие отечественную науку и от крывшие новые яркие страницы древней ис тории Сибири. Обо всем этом —‘об исследо вании сибирского палеолита, о раскопках знаменитой стоянки Мальта, где были най дены удивительные по своему совершенству скульптурки «сибирских мадонн каменного века», об открытии изготовленного из бив ней мамонта жилища и о многом другом в увлекательной, популярной форме расска зывает В. Е. Ларичев в своей книге. Вторая его книга — «Пещерные чародеи» посвящена не менее захватывающим сюже там драматической по накалу страстей исто рии открытия и утверждения искусства ка менного века. Хрестоматийные ныне поло жения и истины археологии, подтвержден ные тысячами достоверных фактов, в свое время были восприняты как сумасбродные фантазии, расценивались как беспочвенные гипотезы, противоречащие всему опыту и знаниям человечества. Хуже того, первоот крыватели искусства каменного века шель мовались невежественными обывателями и скептиками-учеными как мошенники, в пого не за дешевой популярностью изготовляю- щиё фальшивки. В головах современников, людей XIX века, не мог уместиться тот факт, что «допотопный» человек, живший десятки тысяч лет назад, мог создать та кие шедевры, как ориньякские барельефы, мадленские скульптуры, полихромную жи вопись Альтамиры. Это казалось невероят ным, неправдоподобным! Наука, однако, не стоит в своем развитии на месте. В начале нашего века усилиями целой плеяды ученых искусство палеолита завоевало полное и безоговорочное призна ние. Новые поиски приносят открытие таких замечательных «пещерных галерей», как Фон де Гом, Труа-Фрэр, Ляско, Руффиньяк.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2