Сибирские огни, № 1 - 1983
случайно. Оно отражает, говоря словами самого А. Кяитко, «сложность, противоречи вость и общей панорамы действительнрсти, и так называемой обыденной жизни». - Постигая сложности сегодняшнего дня, мы должны думать и о гряду1цем. Какими путями пойдет наша проза в дальнейшем, что мы вправе ждать от нее? Критик А. Клитко не уходит от этого вопроса. «Се годня' мы ждем от прозы философской глу бины и социальной активности...» А еще «...жизненной и художественной правды во всем их объеме, правды о Человеке как главном предмете литературы». АЛЕКСЕЙ ГОРШЕНИН А. И. Левиков. Калужский вариант. М., По литиздат, 1982. Александр Левиков, разрабатывающий в нашей публицистике тему совершенствова ния хозяйственного механизма, выпустил но вую, шестую, по счету книгу. Авторское вни мание на сей раз сосредоточено на серьез ных социально-экономических эксперимен тах, в которых «главная ставка делается не на резервы экономики, а на ресурсы лично сти». Тема актуальная. Повышение роли интенсивных факторов в экономике, острый интерес к проблеме тру довых ресурсов властно диктуют: поиск всех и всяческих резервов, особенно таких, что позволяют эффективно хозяйствовать не числом, а умением,— жизненно необхбдим. И следовательно, значение подобных экспе риментов в современных условиях трудно переоценить. Название книге дала публикация автора в «Литературной газете», в которой на все союзную трибуну был вынесен ценный опыт Калужского турбинного завода по внедре нию бригадных форм организации труда. В этом социальном эксперименте принципи ально новой была оплата за конечный про дукт — очень смелая альтернатива освящен ной десятилетиями индивидуальной сдель щине. Такая организация оказалась тем бо лее интересной, что она вызвала к жизни новые формы участия рабочих в управлении производством. Географические границы исследования вы ходят, однако, далеко за пределы Калуги. Как, впрочем, значительно шире бригадной темы и предметные рамки книги. Чтобы повстречаться с героями А. Левикова, чита телю предстоит несколько раз пересечь стра ну и даже совершить путешествие за ее пре делы. Колыма и Рига, Камчатка и Днепро петровск, Ленинград и Минск. И, наконец, Берлин, Дрезден, Росток. Эксперименты, о которых ведется рас сказ, отличаются и по существу, и по фор ме. Их ставят на ряде предприятий различ ной ведомственной подчиненности. Они раз нятся по своим масштабам. Роднит же их общая цель: проверить, по слову автора, нехоженые пути демократизации управления производством и коллективом. Опыт калу жан здесь каждый раз используется в ка честве своеобразного эталона, по которому примеряют, оценивают эффективность и функциональность новых моделей социаль ной организации, разрабатываемых сегодня новаторами. Методологическую опору, исходную по сылку этого интересного художественно публицистического исследования как бы об разует наблюдение Владимира Канторовича из его книги «Глазами, литератора»: «Сегодня обозначилась такая диспропор ция: личность Исполнителя, какой она успе ла сложиться, опережает упрощенные пред ставления о ней. ...Было бы разумно во всех школах, где формируются знания и представления будущих хозяйственников, разъяснять, апеллируя к убедительнейшим фактам из практики, что производственник- исполнитель непременно участвует (по- своему, в различных формах) и в управле нии. В этом проявляется не только органи зационное, но и этическое начало, присущее нашей социальной системе». Работа А. Левикова тем, думаю, и инте ресна, что ростки нового В организации уп равления экономикой в ней высвечиваются как раз через призму их нравственно-этиче ского . последействия. Автора интересует прежде всего тот трудно поддающийся точ ной количественной оценке социальный эф фект, каким оборачивается структурная но вация. Может быть, поэтому книга и не пе реутомит читателя цифрами, характеризую щими улучшение технико-экономических по казателей. Зато в ней довольно скрупулезно исследуется человеческая составляющая вся кого интересного эксперимента ■— будь то у калужан, у минских станкостроителей или на рижском объединении «Коммутатор». . Во всем многообразии новых явлений, составивших предмет исследования, публи циста интересует в первую голову социаль ная комфортность производственной среды. То, чем достигается хороший нравственно психологический климат в коллективе. Полагаю, что именно по этой причине ав тор приглашает к разговору, затеянному на страницах книги, своих давних знакомых и героев поставленного по его сценарию (в соавторстве с С. Книжник) документально го фильма «Хочу рассказать» Солипатрова й Данилова. Рабочих-интеллигентов, высту пающих здесь своеобразными нравственны ми комментаторами исследования. Вероятно, этой же установкой продикто ван и некоторый скептицизм А. Левикова в оценке разумных пределов использования компьютерной технологии в такой тонкой сфере, как управление социальными процес сами. Всякая автоматизация, убежден лите ратор, хороша лишь до тех пор, пока она не дегуманизирует отношения в коллекти ве: «Человеку должно быть неуютно от мыс ли, ч.то электронный банк знает про него все: историю болезни и историю семьи, круг общения, все прегрешения за годы службы, годы жизни. Занести в память машины сот ни сведений о человеке — это превратить не чуткую к морали ЭВМ в тысячеглазое чу дище, подсматривающее в замочные сква жины». И несколько ниже: «...авторы систем со циального управления пожинают, к сожале нию, не одни лишь успехи. Иной раз у них добро и зло рокируются, будто ладья с ко ролем, появляется азарт математический, су губо инженерный азарт, для которого хоть процесс сварки автоматизировать, хоть со юз сердец — все едино, вырастают оранже вые грибы апломба...» Ресурсы личности... Психофизиологиче
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2