Сибирские огни, № 1 - 1983
наших дней», й перед читателем действи тельно предстает достаточно обширная картина литературной жизни двух предшест вующих десятилетий. Анализируя произве дения В. Астафьева, В. Шукшина, В. Бело ва, Ф. Абрамова, В. Распутина, Ю.. Казако ва, В. Лихоносова, О. Куваева, Г. Семено ва и некоторых других современных писателей, автор в то же время, как он сам признается, не претендует на полноту охва та литературных фактов и тенденций. В первую очередь его'интересуют те явления, в которых «четко проступают, с одной сто роны, динамика, с другой — черты преемст венности». С этих позиций совершенно не случайным — и критик -доказывает данное обстоятель ство в каждой своей работе — видится об ширный, но достаточно близкий по внутрен нему родству круг авторов, выбранных для творческого исследования. Дело в том, что вышеназванных писателей объединяет общ ность основных тем и проблем, составляю щих стержень их произведений, разговор в Которых ведется преимущественно о «чело веке на земле» и «человеке перед лицом при роды», вещах, как мы сами понимаем, на столько же острозлободневных, насколько и взаимосвязанных. Статья, .открывающая сборник, так и на зывается: «...Земля и на ней человек», 'и по священа она отношениям человека и приро ды. Изображение природы, воздействие ее ' на человеческое состояние — давняя тради ция русской литературы. Рассматривая про изведения современной прозы разных лет, А. Клитко решил проследить, как эволюцио- низировала классическая традиция, какой новый взгляд на природу несут сегодняш ние литераторы. Критик отмечает, как креп нет у нынешних писателей уверенность в том, что тесный контакт с окружающей средой все больше становится «основой и .его повседневной работы, и быта», и потому так преступно потребительское отношение к природе. / Впрочем, делая обзор произведений, по священных взаимоотношениям человека и природы, А. Кдитко, отмечая их пафос и остросоциальную направленность, тем не менее трезво и объективно оценивает зада чи и возможности такой прозы, справедли во полагая, что «она всего лишь улавлива ет внутренний драматизм, противоречивость настойчиво пробивающих себе дорогу про цессов». Прав критик и тогда, когда значе ние произведений, подобных астафьевской «Царь-рыбе», видит в том, «что их авторы, задумываясь над сложным характером се годняшних отношений человека с природой, не предлагают готовых ответов, но будора жат общественную мысль, чувства людей, сознающих свою ответственность перед бу дущими поколениями». Большое внимание критик уделяет так на зываемой «деревенской» теме, хотя он и не склонен к жесткому тематическому делению прозы. Именно в этом направлении совре менной литературы, как, наверное, ни в ка ком другом, усматривает он повышенную «динамику» явлений нашей жизни, их оче видную, диалектическую «преемственность». Писателям-«деревенщикам» посвящены ста тьи: «Близкий сердцу мир» (о прозе Васи лия Белова), «Василий Шукшин и его ге- ■ рои», «По следам жизни». О Шукшине и Белове в нашей критике написано уже столько, что, кажется, не пов ториться, сказать о них что-то новое почти невозможно. И такая опасность действи тельно подстерегает автора книги «Глубина фокуса». Во всяком случае статья «Близкий сердцу мир» (по крайней мере, в первой ее половине) видится не более, чем еще одним литературоведческим исследованием, анали зирующим не столько особенности творче ства самого В. Белова, сколько полемику вокруг его творчества. Собственный же ана лиз произведений писателя (за исключени ем, пожалуй, романа «Кануны») видится скорее подходом к сложному материалу. З а то в работе о В. Шукшине А. Клитко прео долевает робость перед авторитетом, «поз воляет» себе высказаться не только о досто инствах одного из крупнейших мастеров современной советской прозы, но и его недо статках. В частности, критик объективно оценивает роман В. Шукшина «Любави ны», отмечая, что в нем недостает убеди тельности общей картины, «когда писатель досконально знает, откуда пришли и куда идут его герои». Пик расцвета «деревенской» прозы при шелся на конец 60-х годов и нынче как буд то трудно ожидать от нее каких-нибудь зна чительных открытий. Тем более после «Плот ницких рассказов» В. Белова, «Характеров» или «Сельских жителей» В. Шукшина. Од нако А. Клитко не зря одной из основных черт этого’ направления назвал «динамику». «А между тем,— пишет критик, в статье «По следам жизни»,— многое свидетельствует о том, что в литературе идет процесс накоп ления нового качества, «прощупывания» нового... материала. Ибо сегодняшнее село уже не такое, каким оно было десять—пят надцать и даже пять лет назад». И то, что текущая проза улавливает эти новые явле ния, «учитывает движение времени», автор доказывает на материале повестей В. Пота нина «Над зыбкой» и В. Коньякова «Дале кие ветры». Особенность подхода к теме у этих писателей критик видит в том, что они «чутко улавливают происходящие в совре менной деревне процессы, не увлекаясь поэ тизацией ее традиционных черт, не впадая в идеализацию прошлого». Своеобразным продолжением статьи «По следам жизни» стала статья «Напряжение поиска». Поиски нового выражения действи тельности, когда-то начавшиеся в «лириче ской» и «деревенской» прозе, перешагнули тематические и жанровые границы, стали всеобъемлющими. «Переплетенностью пло скостей» характеризуется теперь современ ная проза, глубоким взаимопроникновением. И перед литературой встают новые вопро сы, о существовании которых мы раньше и не подозревали. Один из них — отмечает А. Клитко — вопрос о «специфичности эсте тического освоения мира в эпоху бурного развития НТР». Любопытно, чхр круг писателей, находя щихся в поле зрения критика, почти не ме няясь на протяжении всего сборника, вдруг резко расширяется в завершающей книгу статье, причем расширяется за счет писате лей, на первый взгляд, очень далеких от ма стеров лирической и деревенской прозы. В орбиту внимания попадают произведения Ю. Трифонова, Ю. Бондарева, В. Тендряко ва, А. Плетнева, Однако такое «вдруг» не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2