Сибирские огни, № 1 - 1983

ки Ольге, которая, и переехав в город, не стала от этого культурней и умнее. Автор художественно убедительно показал, что не важно, где живет человек — в столице или глухой деревушке,— важно, кто он и зачем живет. ВАЛЕНТИН КИРСАНОВ Михаил Числов. Поэма набирает высоту. М„ изд-во «Правда», 1982. Сборник литературно-критических статей М. Числова посвящен одному из труднейших поэтических жанров — поэме. В последние годы в этой области стихотворчества наме­ тились заметные позитивные сдвиги. И со­ вершенно справедливо замечает автор, «что поэма вступает в новую полосу своего раз­ вития, что в ней происходят серьезные и плодотворные изменения». Книгу открывает одноименная статья, в которой прослеживаются основные особен­ ности развития современной поэмы и проб­ лемы, которые она решает. Главное, что по мысли автора, отличает сегодня поэтический эпос,— это расширение социально-исторической проблематики, «стремление теснее увязать факты дней ны­ нешних, событий дальних и близких с осно­ вополагающими проблемами бытия». От­ сюда понятно столь частое обращение многих нынешних поэтов в прошлое страны, своего народа, к фольклорным или тради­ ционным образам мировой литературы. Так, например, отмечает М. Числов, «в воздухе, атмосфере произведений Е. Исаева ощуща­ ем присутствие духовного опыта русского народа, чувствуем слой большой культур­ ной традиции». Размышляя о роли исторического начала, исторической ретроспекции в современной поэме, М. Числов приходит к выводу, что «современный художник берется за истори­ ческие сюжеты, чтобы- выразить, поддер­ жать или осудить своим творчеством тё или иные общественные тенденции». Расширение и углубление социально-исто­ рической тематики порм сказывается и на их жанровых особенностях. «Сегодняшнее вре­ мя...— пишет критик,— ...колоссально уве­ личивает и центробежные силы, стягиваю­ щие в пределах одного произведения разно­ сторонний, разнородный художественный опыт». А освоение этого опыта, что тоже вполне закономерно, требует раздвижения традиционных рамок жанра. Поэтому все чаще начинают появляться, связанные об­ щей темой, идеей, проблематикой, поэтиче-' ские циклы: книги и своды поэм (Вл. Лу- говского, В. Устинова, А. Преловского). Подобные жанровые изменения связаны не только с количественным накоплением знания о мире и человеке, но и с более глубинными процессами поэтического отра­ жения жизни. «Поэзия наших дней,— заме­ чает М. Числов,— устремлена к синтезу ду­ ховного опыта человека, общества, мира, к установлению гармонии между миром ра­ зумным и жизнью природы и космоса. Се­ годняшнее поэтическое сознание отчетливо выражается в чем-то поэмном, тяготеющем к большому объему, к доказыванию, дока­ пыванию до конца». В сратьях «Певец современной действен­ ной жизни», «Правда жизни и горизонты памяти», «О Родине и вере в ее судьбу», продолжающих книгу, высказанные ранее теоретические суждения критик как бы по­ веряет конкретным анализом поэм В. Фе­ дорова «Женитьба Дон-Жуана», Е. Исаева «Даль памяти» и «Суд памяти», книги поэм А. Преловского «Вековая дорога». Это, ко­ нечно, не значит, что заглавная статья сбор­ ника носит абстрактно-теоретический харак­ тер: автор широко использует поэмный ма­ териал, кроме выше уже упомянутых, поэ­ тов В. Сорокина, А. Романова, Р. Рождест­ венского, В. Устинова... Тем не 446466 более пристальное внимание к именам В. Федоро­ ва, Е. Исаева, А. Преловского тоже не слу­ чайно. Каждый из них наиболее ярко отра- . жает тот или иной путь развития современ­ ной поэмы. Переосмысливая традиционный образ Дон-Жуана, показывая своего героя в са­ мых различных ситуациях сегодняшней жиз­ ни, пишет критик, поэт добивается утверж­ дения «человеческого в человеке» и в но­ вом свете, с позиций нынешних смотрит на извечную проблему бытия — совершенство­ вание жизни и человека. Егора Исаева М. Числов весьма точно на­ зывает «проповедником жизни» и видит истоки его поэтического существа'в «народ­ но-национальной стихии», в народнопоэтиче­ ском мироощущении. «Художественному мышлению Е. Исаева в высшей степени свой­ ственно природное стихийно-диалектическое чувство. Оно движет строем его поэтической речи». И вполне закономерным* исходя из вышесказанного, кажется утверждение кри­ тика, что «одна из особенностей поэзии Е. Исаева в том, что реальные, сюжеты жиз­ ни его героев постоянно получают символи­ ческое наполнение». А. Преловский создает поэтическую лето­ пись современной Сибири, но поэмы его исторически объемны, настоящее сибирских строек сопрягается в них с судьбой тех, кто прокладывал здесь первые пути, и в то же время устремлено в будущее — недаром М. Числов говорит, что они «пронизаны па­ фосом исторического оптимизма». . Безусловно, в своей книге М. Числов кос­ нулся далеко не всех проблем и особенно­ стей развития современной поэмы. Ограни­ ченный объем сборника, видимо, не позво­ лил ему привлечь в качестве материала для художественно-критического исследова­ ния более широкий круг авторов. Не со все­ ми положениями, выдвинутыми критиком, можно безоговорочно согласиться, но в глав­ ном он безусловно прав: «Нынешние взлеты в большой стихотворной форме высоко под­ няли авторитет поэмы, снискав ей репута­ цию жанра, способного в ярких художест­ венных образах выразить смысл происходя­ щих в нашем обществе духовных процессов, запечатлеть черты характера нашего совре­ менника — человека героического деяния и нравственного поведения. Со страниц луч­ ших советских поэм с нами говорит наша прекрасная и яростная эпоха». Г. АРАБЕСКИН Анатолий Клитко. Глубина фокуса. М„ «Сов­ ременник», 1981. Книга критических статей А, Клитко име­ ет характерный подзаголовок — «О прозе

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2