Сибирские огни, № 1 - 1983
ки Ольге, которая, и переехав в город, не стала от этого культурней и умнее. Автор художественно убедительно показал, что не важно, где живет человек — в столице или глухой деревушке,— важно, кто он и зачем живет. ВАЛЕНТИН КИРСАНОВ Михаил Числов. Поэма набирает высоту. М„ изд-во «Правда», 1982. Сборник литературно-критических статей М. Числова посвящен одному из труднейших поэтических жанров — поэме. В последние годы в этой области стихотворчества наме тились заметные позитивные сдвиги. И со вершенно справедливо замечает автор, «что поэма вступает в новую полосу своего раз вития, что в ней происходят серьезные и плодотворные изменения». Книгу открывает одноименная статья, в которой прослеживаются основные особен ности развития современной поэмы и проб лемы, которые она решает. Главное, что по мысли автора, отличает сегодня поэтический эпос,— это расширение социально-исторической проблематики, «стремление теснее увязать факты дней ны нешних, событий дальних и близких с осно вополагающими проблемами бытия». От сюда понятно столь частое обращение многих нынешних поэтов в прошлое страны, своего народа, к фольклорным или тради ционным образам мировой литературы. Так, например, отмечает М. Числов, «в воздухе, атмосфере произведений Е. Исаева ощуща ем присутствие духовного опыта русского народа, чувствуем слой большой культур ной традиции». Размышляя о роли исторического начала, исторической ретроспекции в современной поэме, М. Числов приходит к выводу, что «современный художник берется за истори ческие сюжеты, чтобы- выразить, поддер жать или осудить своим творчеством тё или иные общественные тенденции». Расширение и углубление социально-исто рической тематики порм сказывается и на их жанровых особенностях. «Сегодняшнее вре мя...— пишет критик,— ...колоссально уве личивает и центробежные силы, стягиваю щие в пределах одного произведения разно сторонний, разнородный художественный опыт». А освоение этого опыта, что тоже вполне закономерно, требует раздвижения традиционных рамок жанра. Поэтому все чаще начинают появляться, связанные об щей темой, идеей, проблематикой, поэтиче-' ские циклы: книги и своды поэм (Вл. Лу- говского, В. Устинова, А. Преловского). Подобные жанровые изменения связаны не только с количественным накоплением знания о мире и человеке, но и с более глубинными процессами поэтического отра жения жизни. «Поэзия наших дней,— заме чает М. Числов,— устремлена к синтезу ду ховного опыта человека, общества, мира, к установлению гармонии между миром ра зумным и жизнью природы и космоса. Се годняшнее поэтическое сознание отчетливо выражается в чем-то поэмном, тяготеющем к большому объему, к доказыванию, дока пыванию до конца». В сратьях «Певец современной действен ной жизни», «Правда жизни и горизонты памяти», «О Родине и вере в ее судьбу», продолжающих книгу, высказанные ранее теоретические суждения критик как бы по веряет конкретным анализом поэм В. Фе дорова «Женитьба Дон-Жуана», Е. Исаева «Даль памяти» и «Суд памяти», книги поэм А. Преловского «Вековая дорога». Это, ко нечно, не значит, что заглавная статья сбор ника носит абстрактно-теоретический харак тер: автор широко использует поэмный ма териал, кроме выше уже упомянутых, поэ тов В. Сорокина, А. Романова, Р. Рождест венского, В. Устинова... Тем не 446466 более пристальное внимание к именам В. Федоро ва, Е. Исаева, А. Преловского тоже не слу чайно. Каждый из них наиболее ярко отра- . жает тот или иной путь развития современ ной поэмы. Переосмысливая традиционный образ Дон-Жуана, показывая своего героя в са мых различных ситуациях сегодняшней жиз ни, пишет критик, поэт добивается утверж дения «человеческого в человеке» и в но вом свете, с позиций нынешних смотрит на извечную проблему бытия — совершенство вание жизни и человека. Егора Исаева М. Числов весьма точно на зывает «проповедником жизни» и видит истоки его поэтического существа'в «народ но-национальной стихии», в народнопоэтиче ском мироощущении. «Художественному мышлению Е. Исаева в высшей степени свой ственно природное стихийно-диалектическое чувство. Оно движет строем его поэтической речи». И вполне закономерным* исходя из вышесказанного, кажется утверждение кри тика, что «одна из особенностей поэзии Е. Исаева в том, что реальные, сюжеты жиз ни его героев постоянно получают символи ческое наполнение». А. Преловский создает поэтическую лето пись современной Сибири, но поэмы его исторически объемны, настоящее сибирских строек сопрягается в них с судьбой тех, кто прокладывал здесь первые пути, и в то же время устремлено в будущее — недаром М. Числов говорит, что они «пронизаны па фосом исторического оптимизма». . Безусловно, в своей книге М. Числов кос нулся далеко не всех проблем и особенно стей развития современной поэмы. Ограни ченный объем сборника, видимо, не позво лил ему привлечь в качестве материала для художественно-критического исследова ния более широкий круг авторов. Не со все ми положениями, выдвинутыми критиком, можно безоговорочно согласиться, но в глав ном он безусловно прав: «Нынешние взлеты в большой стихотворной форме высоко под няли авторитет поэмы, снискав ей репута цию жанра, способного в ярких художест венных образах выразить смысл происходя щих в нашем обществе духовных процессов, запечатлеть черты характера нашего совре менника — человека героического деяния и нравственного поведения. Со страниц луч ших советских поэм с нами говорит наша прекрасная и яростная эпоха». Г. АРАБЕСКИН Анатолий Клитко. Глубина фокуса. М„ «Сов ременник», 1981. Книга критических статей А, Клитко име ет характерный подзаголовок — «О прозе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2