Сибирские огни, № 1 - 1983
прикоснувшись к еде: такой у него сухонь кий и голодный вид». Даже песня князька Чемпоева, которую по просьбе гостей Ба даева, Он исполняет, проникнута страхом: «О как уходит. Словно вода т»з лукошка. Созданная светлым божеством, Наша благословенная жизнь! Неужели иссякнет Добытое на<ми богатство?..». Песен в романе — несколько. Одна из важнейших сцен — песенный поединок меж ду шаманом Сэгэйэром и певицей, простой женщиной, представительницей якутского народа — Ульяной: «Сэгэйэо, встав на чет вереньки, трижды прополз на коленях вок руг камелька, трижды проревел по-бычьи, трижды ударил в бубен колотушкой. И сно ва запел речитативом: Устроил я резню-бойню, Разлил кровь алую, Одолел распроклятых, Насадил на пики острые » Врагов окаянных... Да, да, именно так,— торопливо согла шался Чемпоев...» И совсем по-другому, не для князька Чем поева, а для всех людей бывших кумаланов и хамначитов, поет на открытой солнечной поляне певица Ульяна. Ее песня, проникну тая жизнеутверждающим пафосом, привет ствующая новую, зародившуюся после ре волюции, жизнь,— эмоциональное выраже ние основной идеи романа: «Расцвела яркая зелень, Нашей матушки Тогой Сэлэ, Раздольной и необозримой. Наступила новая жизнь, ‘у Открылся счастья путь, Обосновалась жизнь распрекрасная, Рады мы —люди труда». МАРИЯ БУШУЕВА Любовь Скорик. Шли дожди. Рассказы. Ке мерово. Кемеровское кн. изд -во, 1980. В большинстве рассказов /Тюбови Скорик бьется живой родничок жизни, не затума ненной явным литературным' подражатель ством или погоней за оригинальной формой. Написаны рассказы вроде бы просто, безыс кусственно, без ложной" претенциозности. Так, в основу рассказа «На посту» поло жена как будто простенькая история, неза мысловатый сюжет. Ведь сколько написано о стариках... Но дед Федот — не литератур ный старик, бодрячок, философ и балагур, а живой, сомневающийся, совестливый. Казалось бы, что надо уходящему из жиз ни, почти столетнему человеку — сиди себе на завалинке, грей старые косточки да вспо- минай'Ъылое время. Но так уж устроен этот человек, что до самого последнего своего ча са не'может отстраниться от жизни. Пото му и многие молодые, как к «скорой помо щи», обращаются к старику за советом. Не верит дед Федот в загробную жизнь, но к смерти готовится с основательностью кре стьянина, много поработавшего на своем ве ку и даже в смерти видящего некое деяние: «Строго-настрого наказал он снарядить с ним в последнюю дорогу и топор его. Пусть будет под рукой — мало ли что». В этих словах — весь характер героя, его вера в бессмертие труда, добрых дел. В напряжении держит наше читательское внимание рассказ «Ко Христову дню». Это грустный и одновременно светлый, жизне утверждающий рассказ о неосуществленной мечте, о сложном духов'ном мире сельского человека. С детских лет Федор Пряхин за думал приобрести моторную лодку. Одна страсть владеет им — с ветерком прокати ться по водной глади, испытать новые, еще неизведанные ощущения, покатать земля- 1 ков. Но вместо радости, наполняющего серд це счастья ощутил какое-то равнодушие, ра зочарование. Почему? Л. Скорик передает это достоверно, психологически убедитель но. Федор потратил долгие годы на хозяй ство, на огородище, на накопительство, а осуществление своей многолетней мечты от кладывал все на потом. Но всякое дело надо делать вовремя, не зарывать свою мечту в землю. Что-то весьма важное ушло навсегда и безвозвратно из жизни Федора Пряхина — неуемное ощуще ние молодости, неизведанной тайны, очаро вания. И Федор решает продать моторку и купить одному' сыну мотоцикл, а другому дать денег на свадьбу, хотя до этого никак не хотел этого делать. Важные проблемы нравственного поряд ка поднимаются и в рассказах «Парнишон- ка», «Собирался дед помирать», «Сюрприз». В основе их лежит выношенная Л. Скорик мысль, что без нравственного н а ч а л а , без доброты, причем доброты деятельной, без пристального и искреннего внимания к че ловеку, пусть неблизкому тебе, нельзя ро диться и окрепнуть полноценному характе ру, невозможно называться Человеком с большой буквы. Вот еще один рассказ — «Сюрприз» — на традиционную вроде бы тему. Сколько уже написайо произведений о наших терпели вых и многострадальных матерях, не при жившихся в благоустроенных городских квартирах у своих детей, которые забыва ли то, как мать их берегла и спасала в труд ные послевоенные годы, отдавала все силы и Колхозу и детям. Но Л. Скорик не торо пится судить детей главной героини стару хи Пелагеи. Нет, ее дети — неплохие, в об щем, люди, живут честно, работают хоро шо, воспитывают собственных детей, не за бывают о матери. Сын Григорий даже забрал мать к себе со всем ее скарбом, как1памятью о прошлом — прялкой, Сундуком и потрепанной гармонью, на которой играл ее муж Степан, не вернув шийся с фронта. И вот дети ее, собравшие ся отметить семидесятилетие матери, реши ли сделать сюрприз — выкинули асе старые вещи на свалку, а ’ взамен купили модер ную мебель. Не смогли они понять из-за душевной глухоты, что старые вещи — часть души матери, ее нетленная память о про шедшем. Следует сказать, что Л. Скорик наиболее удаются образы стариков и детей, в них она видит наибольшую искренность и непосред ственность, чего лишены многие другие. Ав тора привлекают цельные, самобытные на"- туры, близко стоящие к земле, природе: В рассказе «Събрался дед помирать» ста рый, много повидавший Мирон — прямая противоположность матери его внука Васят
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2