Сибирские огни, № 1 - 1983
ховное богатство, всему,- что объединяет нас вокруг праведности и красоты. АЛЕКСАНДР ВАШУРИН Леонид Попов. Тогой Сэлэ. Роман. Автори зованный перевод с якутского А. Гурулева. М„ «Современник», 1981. Двадцатые годы нашего века. Якутия. Улус Тогой Сэлэ. В Сибири разгромлен Колчак. В Омске, Красноярске, Иркутске, Якутске и других крупных городах возник ли и укрепились ревкомы Советской вла сти. Труднее обстояли дела в глухих, отда ленных уголках, таких как улус Тогой Сэлэ. Белогвардейские банды из царских офице ров, местных богачей, поддерживаемые все еще надеющимися на возвращение прежней власти представителями разгромленной ин тервенции, скрываются в тайге, нападают на села, убивают коммунистов... Улус Тогой Сэлэ, борьба за становление народной вла- стр в нем — стержень романа Леонида По пова. Остро, занимательно, динамично ве дет он повествование. Разные люди, раз ные характеры — здесь и стойкие, мужест венные коммунисты Олесь Дудар и Кирил лин, и ярые враги новой Советской вла сти — старик Бадаев, его приемный сын Маппыр и хитроумный Лука Кирикович. Но есть в романе и не столь однозначные игуры — это один из центральных героев иктор Бадаев-Аларов. Проклятье нависло над богатым родом Бадаевых, все дети пос леднего из них Харитона Киприяновича, умирали во младенчестве. Чтобы послед ний ребенок, названный Виктором; остался жив и принес роду Бадаевых благополучие, отец, по наказу шаманки, отдал его на вос питание в семью хамначитов-батраков, и до тринадцати лет мальчик не подозревал о том, что он сын самого богатого человека в улусе Тогой Сэлэ. С мягким, любящим серд цем, с нежной, отзывчивой душой вырос мальчик, и когда его приемные родители по приказу Бадаева вынуждены были поки нуть свой дом, ходил мальчик к ётёху (заб рошенному жилищу), вспоминал горько сво их приемных родителей — кроткого отца и беззащитную, добрую мать... Описание этого ётёха одно из самых поэ тических мест в романе. «О-о, ётёх!.. Посмотри на ётёх внимательными глазами и узнаешь, кто проживал в нем — богач тойон или бедняк — и поймешь, как прожи вал: счастливо или в несчастье. Так смотри. На крошечной поляне стоит небольшой балаган. Перед ним — клонит устало длинную тонкую шею к земле оди нокая коновязь. Да и балаган уже не бала ган: сквозь стены гуляет бездомный ветер... Стремясь, завладеть давно обезлюдевшей поляной, из темного леса в сторону ётёха наступают молоденькие березки, совсем еще слабые елочки, сосновый подрост». Здесь, в этом балагане, прошло детство Виктора Бадаева, здесь он носил другую фамилию — Аларов, которую вернул себе, когда учился. У Виктора — мягкая, добрая душа, он тянется к простым людям, к ку- маланам-беднякам, к батракам, но — не может решиться и встать на их сторону как боец, поэтому на вопрос о том — больше вик он или колчаковец, который задает ему Петр Даргулов, отвечает, что он, Виктор,— обыкновенный человек. И тут же вспомина ет слова своего институтского товарища, Володи Дурова, коммуниста, казненного бе логвардейцами: «Сейчас не может быть ней трального человека». Да, в критические мо менты истории — все, кто не может актив но поддержать прогрессивные Силы, неволь но начинают служить силам регресса. И по этому исход судьбы Виктора Бадаева — за кономерен. Обманом вовлеченный в банду, он, противясь ее действиям всей душой, не находит сил, чтобы вернуться в родной улус Тогой Сэлэ, где остались коммунисты Ки риллин и Олесь Дудар, где осталась сестра Кириллина — Таня... Олесь Дудар — вот чья судьба алым пла менем освещает роман. Бывший ссыльный, Олесь Дудар пришел от стихийного бунта (он поджег помещичье имение) — к осозна нию революции и настоящей борьбы. Страш ную смерть уготовили ему бандиты — уже раненого Олеся Дудара заживо сжигают. Трагическая сцена его гибели — одна из ключевых в романе: «Пламя все набирало и набирало силу, уже рвало нестерпимой болью все тело, нужно было продержаться совсем еще не много до забытья, и Олесь Кондратьевич, чтобы не выдать своих мук, вдруг запел. Он пел на непонятном украинском языке, но всем казалось, что дух огня поет песню- проклятие. А Дудар пел: Схоронив меня, вставайте, Цепи разорвите И злодейской вражьей кровью Волю окропите. Абрамов слишком поздно понял, что уми рающий Олесь Дудар сделал больше, чем могли бы сделать десяток вооруженных лю дей. Около догорающего костра они оста лись вдвоем с Маппыром». Не так погибает Маппыр, приемный сын богача Бадаева. Он, только что затравивший собаками девушку Чууру,— сам теперь на поминает затравленного зверя: «Маппыр увидел, что окружен, и, уже почти не та ясь, стрелял на каждое движение и истери чески кричал: — Убейте, убейте! Пес, скуля, прикрывал собою хозяина». Трагическое, драматичное в романе соче тается и с элементами сатиры в описании представителей старого мира — богача Ба даева, Григория Чемпоева, князька, нена видящего новую власть, хитроущюго и же стокого'Луку Кириковича. Да, они страшны, они жестоки, но — и писатель подчеркивает это — они жалки и убоги. Державшие в страхе бедный якутский народ, они сами сейчас, когда пришло новое время, изныва ют от злобной тоски и страха. Вот как, на пример, показан Леонидом Поповым один из местных князьков — Чемпоев: «Лишь Григорий Чемпоев почти совсем не обра щает внимания на Виктора и больше всего занят едой. Худосочный и заморенный, он неутомимо, словно после большой голодов ки, поглощает кровяные конские колбасы, мясо, жир, поглощает в большом количест ве, и приходится лишь удивляться, где это все может помещаться в столь тщедушном теле. И если посмотреть со стороны, то мо жет показаться, что Чемпоев так и сидит, не П
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2