Сибирские огни, № 1 - 1983
заниями других народов объясняются типо логически общими для всех них законами эпического жанра. Заслуживает внимания и еще один мотив, роднящий «Маадай-Кара» с великими эпи ческими сказаниями классической древно сти. Сватаясь к дочери Ай-Каана — Алтын- Кюскю, Когюдей должен держать испыта ние (этот мотив присущ большинству эпо- сов, фигурирует также и во многих сказках о поисках невесты), в которое входит стрельба из лука в «золотой палец», стоя щий на золотой горе. Очень интересно, что стрельба из лука в качестве предбрачного испытания встречается в «Одиссее» (никто из женихов Пенелопы не может натянуть лук, это делает лишь Одиссей), в «Рамая не» (сватаясь к Сите, Рима один среди всех претендентов натягивает чудесный лук Ши вы — Разрушителя мира), в легендах севе роамериканских индейцев, поэтически обра ботанных Лонгфелло в знаменитой «Песни о Гайавате». Здесь же можно вспомнить и русскую сказку о царевне-лягушке, в ко торой братья находят себе суженых, вы стрелив из лука и направившись туда, где упала стрела; в эвенкийской сказке герой пускает стрелу в небо, откуда затем спуска ется его невеста; в бурятской сказке юноша по имени Булот-Хуре выстрелил по косуле, но та, ударившись о землю, превратилась в лебедя, взяла стрелу в рот и, велев ис кать себя, улетела, только после долгих по исков Булот-Хуре нашел свою суженую. Как можно видеть, названный мотив из «Маадай-Кара» входит в широкий контекст мирового фольклора. Вообще роль фольклора в «Маадай-Ка ра» очень значительна. К фольклорным эле ментам относится живая вода, воскрешаю щая Когюдея после того, как он побывал в царстве мертвых. Так же следует расцени вать и семерых помощников Когюдея, по могающих ему исполнять трудные задачи отца невесты — Ай-Каана. В тюрко-монгольских сказаниях герой по имени Когюдей встречаетс'я не только в «Маадай-Кара», он весьма популярен в устном народном творчестве. С ним связан один из наиболее поэтических мифов, отно сящийся к «звездному фольклору»,— миф о космической охоте. Это предание обычно относят к трем звездам Пояса Ориона, в которых народная фантазия тюрков и мон голов видела трех самок оленя, за которы ми с собаками и ловчими птицами гонится охотник. Монголы называют этого охот ника Коготей, Кобундей, Хухудой, буря ты— Хохосо, урянхайцы — Гогодей, Гок- чу, алтайцы —• Когюдей. Само созвездие именуется монголами — Гурбан-марал (Три маралухй), бурятами — Гурбан-сого (Три самки оленя), киргизами — Уш-аркар (Три архара), алтайцами — Юч-Мыйгак (Три маралухй). Согласно древней легенде, охот ник гнался за тремя оленями, и, когда те уже совсем выбились из сил, бог забрал их вместе с охотником на небо, превратив всех в звезды. Сюжет о космической охоте и по гоне небесного охотника за оленями-звездэ- ми известен не только тюркским и монголь ским народам, он встречается почти у всех охотничьих народов Сибири и Европейско го Севера. Иногда вместо оленей фигуриру ет лось: у якутов Орион зовется Тайахтаах- сулус (Звезда с лосем), а Млечный Путь считается следом лыж легендарного охот ника. Часто этот миф прилагается к Боль шой Медведице и Полярной звезде: так, остяки видят в Большой Медведице лося и гоняющихся за ним трех охотников по од ному из тюркских сказаний, Большая Мед ведица — это семь лисиц, а Полярная звезда — преследующий их охотник. В «Маадай-Кара» Большая Медведица име нуется Семь каанов, что представляет со бой популярное общетюркское название этого созвездия. Круг фольклорных аналогий к сюжету из «Маадай-Кара», где Когюдей стреляет в Юи-Мыйгак — трех звездных маралух, что-- бы добыть душу Кара Кула, этим не огра ничивается. На Алтае записана сказка о кичливом стрелке Эрке-Мергене, похвастав шемся, что он стрелой собьет Плеяды или даже, само солнце. Промахнувшись, Эрке- Мерген от стыда зарылся в землю и пре вратился в сурка. Близкая по семантике легенда известна из монгольской мифоло гии: некогда дьявол (шулма) выпустил на небо три солнца, чтобы сжечь все на земле, герой по имени Бурхан-Болчи из лука сбил два из них и спас людей от гибели. Данный сюжет, видимо, относится к древнейшему мифологическому пласту азиатской куль турной традиции. Мифы о стрельбе в солн це, луну и об уничтожении лишних светил распространены от Новой Зеландии до Кав каза и Северной Америки. У маори этот подвиг совершает герой Мауи, у тунгусо язычных орочей на Амуре — Хадау, у ки тайцев — легендарный стрелок И, живший во времена мифического императора Яо. Этот миф в различных вариантах известен в Юго-Восточной Азии, на Тайване, в Юж ном Китае, в Японии, в Корее, он был зна ком древним иранцам, он излагается и в осетинском нартском эпосе, сходные леген ды составляют ядро палеоазиатского мифо логического эпоса народов Северной Азии, бытуют эти легенды и в Северной Америке. В «Маадай-Кара» миф о стрельбе в звез ды и о космической охоте интерпретирован под несколько иным углом зрения, акцент ставится на том обстоятельстве, что, стре ляя в звездную маралуху, Когюдей-Мерген хочет заполучить хранящийся в ее чреве зо лотой ящик с двумя перепелятами, в кото рых заключены души Кара-Кула и его коня. Этот сюжет чрезвычайно интересен и также выводит нас на целый комплекс общечело веческих мифологических и , религиозных представлений. Выдающийся английский эт нограф Дж. Фрэзер, автор всемирно извест ной «Золотой ветви», посвятил этой пробле ме специальное исследование. Фрэзер пока зал, что сказки, легенды и предания, в которых душа чудовища оказывается за ключенной в каком-либо животном или предмете, скрытом в недоступном месте «на краю света» (ср., например, в русской сказ ке душа Кощея в игле, игла в яйце, яйцо в утке и т. д.), имеют всемирное распростра нение и генетически восходит к тотемизму, предполагавшему воплощение души челове ка во внешнем предмете или животном — тотеме («внешняя душа»). Таким образом, данный сюжет из «Маадай-Кара» весьма архаичен. Значительный интерес представляет та часть «Маадай-Кара», где описывается пу тешествие Когюдея в преисподнюю, царство
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2