Сибирские огни, № 1 - 1983

в м есто плети — ж и вая зм ея . З м еей о б о р а ­ чивается и конь, посланны й К а р а -Т а а д и и об м а н о м привезш ий К огю дей -М ерген а в ц ар ств о мертвы х. С ам К а р а -К у л а пьет ч ел о­ веческ ую кровь из чочоя (с о с у д для в и н а ), и зготовл ен н ого из черепа. Э то вы зы вает ис­ торически е рем инисценции — п оловецкие ханы пили вино из в раж еск и х черепов, о п ­ равленны х в зо л о т о и сер ебр о. С другой стороны , череп в качестве чаши мы в стре­ чаем , наприм ер, в тибетск ой и бурятской версиях эп оса о Гэсэре: Г эсэр п одн оси т св о ­ ей б а б к е н ебож и тел ьн и ц е М ан д зан сем ь-чаш с вином, изготовленны х из черепов семи к узн ецов; по б у р я тск о м у поверью , Эти сем ь чаш -черепов превратились в сем ь зв езд Б ольш ой М едведицы . С им волика, связан н ая с К огю дей -М ерге- ном и средн им миром в ц елом , соверш ен но иная. П ом и м о бл агор одны х м оральны х к а­ честв, воплощ енны х в К огю дей -М ерген е, эт о н аш ло вы раж ен и е и в его а т р и бутах, в частн ости , в верном д р у ге и пом ощ нике Ко- гю дея — его чудесн ом коне. Зам ети м , что конь — о д н о из н аи бол ее почитаемы х у тю ркских и м он гольск и х н ар одов ж и в о т ­ ных. Ч асто он ассоц и и р уется с н ебом , со л н ­ цем , огнем . 'У м онголов бы тует п р едста в ­ лени е о «хи й -м ор ь»— « в озд уш н ом коне»; л о ­ ш адь часто мы слилась крылатым сущ ест ­ вом , так, наприм ер, крылатый конь— «далй - тай-м ори н » очень популярен в бурятски х ск азк ах. Тюрки и монголы им еновали коня «эр дэн и » — «др агоц ен н ость», ругать и бить л ош адь зап р ещ ал ось. С читалось, что л о ­ ш адь устр аш аю щ е в о зд ей ств у ет на нечис­ тую си лу, в тю ркских ск а зк а х в грцву л о ­ ш ади прячется душ а гер оя, п р есл едуем ого злыми д у х а м и . Н е сл уч ай н о в «М а а д а й -К а - ра» конь, о бм ан ом привезш ий К огю дея в п реисп одню ю , обор ач и в ается зм еем (п р е д 1 ставлен и я о л ош а д и -д р а к о н е т а к ж е ш ироко расп ростран ены в В осточн ой А зи и ), а конь сам ого К огю дея , выручивш ий его о т т у да , приним ает облик бер к ута. В этой своей ч а с­ ти мифы тю рк о-м он гол ов весьм а близки к соотв етств ую щ и м и ндоевропейск им п р ед ­ ставлен и ям о кры латом к оне (ср., наприм ер, П е г а с а ), си м воли зи рую щ ем огонь и солнце. С олнечн ая сущ н ость коня — один из п о п у ­ л ярнейш их и н доевроп ей ск и х м отивов, и з­ вестны й ведическим и н ди йц ам -арьям , и р ан ­ цам , грекам , герм ан ц ам , сл авян ам и др. н ар одам этой язы ковой семьи. П роти воп оставл ен н ость п ер сон аж ей н и ж ­ него и ср едн его миров вы р аж ается в «М аа- д а й -К а р а » и в том , что К огю дей -М ерген е з ­ ди т на ч удесн ом солнечном ск акун е, а К а ­ р а-Т аади — на страш ном черном быке. Бык и конь тр ади ц и он н о п р оти вопоставляю тся д р уг д р у гу у тю ркских н ар одов: так, я к у ­ ты ол иц етворяю т зи м у в обл и к е огром ного быка с гром адны м и рогам и и м орозны м ды ­ ханием ; к огда этот бык, именуемы й «бы ком зимы », о б х о д и т зем лю , все ж и в ое за сты в а ­ ет. В одн ой из якутских ск азок ж ер еб ец и бык сп орят, к акое из времен года д о л ж н о быть дли н н ее — л ето или зи м а, ж ер ебец вы би рает л ето, а бык — зи м у. С точки зрен и я к ом позиции и м отивов, «М а а д а й -К а р а » во многом п р едстав л яет с о ­ бой классический тип героическ ого эпоса; что п озв ол я ет сравни вать это п рои зведен и е с такими всем ирно известны ми эпическими сказаниям )!, как,’ наприм ер, «О ди ссея » или « Р а м а я н а » . Р еальны е собы тия из истории алтайских тю рков вплетены в нем в ткань ск азоч н ого ф ольк лора. Н еобы чно у ж е сам о появление на свет К огю дея-М ерген а — он р о ж д а ет ся у стариков родител ей . Э тот м о ­ тив присущ в сем у м и ровом у ф ольк л ору и встречается в нем , начиная с би блей ск их л е­ генд и кончая, наприм ер, русским и н а р о д ­ ными ск азк ам и . Н а о со б у ю су д ь б у , у г о т о -' ванную н о в о р о ж ден н о м у , ук азы вает и ряд присущ их ем у примет: р оди м ое пятно, р о­ дил ся «б ез пупка», грудь — зо л о т а я и др. С сам ого р о ж д ен и я в рук е у К огю дея з а ­ ж а т девятигранны й черный кам ень, с п о­ м ощ ью к отор ого он впоследстви и со в ерш а ­ ет Некоторы е из своих подвигов. Н а д о ск а ­ зать, что этот мотив у х о д и т своим и корнями в гл убок ую древн ость: так, по д р евн ем он ­ гольским л еген дам , р о ж д ен и е б у д ущ его П о- трясател я вселенной — гр озн ого Ч ингиз- хана — со п р о в о ж д а ет ся . аналогичным о б ­ стоятельством , в рук е у н ов о р о ж ден н о го Т ем удж и н а якобы был за ж а т комок сп ек ­ ш ейся крови — зн ак его грядущ и х зл о д е я ­ ний. С казочны й хар ак тер ,носит и ран нее д е т ­ ство К огю дея: ч ерез д в а дня, он ск азал «м ать», через ш есть дней — «отец»; у ж е в грудн ом в о зр а ст е он в едет себя б уй н о — рвет пеленки, л о м а ет лю льку. В се это вы зы ­ вает в пам яти ассоц и ацию с м ладенческим и «п одви гам и» Г ерак ла, задуш и вш его ещ е в к олы бели д в у х м огучих зм ей , И детским и «ш ал остям и» м л аден ц а К ришны , как они описаны в « Б х а гав ата-п ур ан е». П о д у гр озой наш ествия п р едв оди тел я зл а — К а р а -К у л а , М а а д а й -К а р а вы н уж ден спрятать св оего сына в н едоступ н ом м есте, а ф актически — броси ть его на произвол судьбы . В м ировой ф ольклористике этот мотив получил н аим енован ие «м отив М ои ­ сея » (по имени би бл ей ск ого п атр и ар ха, к о­ тор ого ещ е м л аден ц ем ф ар аон приказал броси ть в лю льке на поги бель в Н и л ), его м ож н о встретить в л еген д е о б Э ди п е, в п уш ­ кинской «С к азк е о ц аре С ал тан е», в ген еа ­ логи ях древн и х корейск и х к оролей и в ты ся­ чах ск азок , рассеян ны х от, Европы д о Ю го- В осточн ой А зии. В о зм у ж а в , соверш ив несколько пробны х «детск и х» подви гов (ун и ч тож ен и е девяти ворон ов и сем и в о л к о в ), что опять-таки т и ­ пологически сх о д н о с у ж е уп ом инавш им ися «м ладен ческим и деян и ям и » Геракла и К ришны , К огю дей , минуя препятствия, п о­ ставленны е на его пути К а р а -К у л а , в о зв р а ­ щ ается на родн ой А лтай. О д н о из этих ф а н ­ тастически х препятствий — сдвигаю щ и еся и р аздви гаю щ и еся скалы Д ь ер -Д ь ю м а р — чрезвы чайно лю бопы тно. Скалы Д ь ер -Д ь ю - мар бук вал ьн о соотв етств ую т знам ениты м С цилле и Х а р и б де из греческой м иф ологии. Ч то это: в заим овл и ян и е тю ркских и и н д о ­ европейских миф ов? З аи м ствован и е? И ли п росто тип ологи ческ ое ‘ сов п аден и е? О т в е­ тить на эти вопросы тр удн о. Е сть ещ е один м ом ент, роднящ и й алтайский эп ос с д р ев ­ негреческим. В «М аа д а й -К а р а » К огю дей в озвр ащ ается в родительский дом н еу зн а н ­ ным, в обл и к е нищ его Т астарк ая. В «О д и с­ сее» эт о м у соотв етств ует возвр ащ ен и е о д е ­ т о го в р убищ е О ди ссея в свой д ом , за х в а ­ ченный ж ен и хам и П енелопы . В д ан н ом с л у ­ чае ни о каком заи м ствован и и или в за и м о ­ влиянии речи, р а зу м еет ся , идти не м ож ет. П одобны е схо д ств а и сов п аден и я м ногих ’ мотивов ал тай ск ого эп оса с эпическими ска-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2