Сибирские огни, № 1 - 1983

реш ила ж енить на себ е героя. С воим и к о з­ нями она пы тается п ом еш ать его ж ен и тьбе на дочери А й -К а а н а , но К огю дей -М ерген с честью вы ходит из всех испы таний. Т огда К а р а -Т а а д и ун осит в подзем ны й мир душ и М а а д а й -К а р а и его ж ены и пы тается убить са м о го К огю дея . О д н ак о богаты рь и зд есь о д ер ж и в а ет п о б ед у , п осле чего сп уск ается п од зем лю и уби в а ет бога тьмы Э рлика. Э тот великий п одвиг сп а са ет н ар од А лтая о т см ерти, а К огю дей -М ерген возн оси тся на н еб о , гд е стан ови тся яркой зв езд о й . . В ся эпическая п оэм а чрезвы чайно насы ­ щ ена м иф ологи ей, корни которой у х о д я т в гл убь веков. О ср бен н о интересны к о см о л о ­ гические в оззр ен и я ал тай ц ев, как они п р ед ­ ставлены в «М а а д а й -К а р а » , в оззр ен и я весь­ ма развиты е и сл ож н ы е д а ж е на ф он е б о г а ­ ты х и м н огообразны х миф ов други х тю ркских и м онгольских н ародов. В сам ом начале «М а а д а й -К а р а » описы вается р а сп о ­ л о ж ен н о е в ц ентре вселенной ф ан тасти че­ ск ое м и ровое д р ев о — сем иколенны й тополь байЖ ерек, уп ирающ и й ся своей верхуш кой в н еб о , а корням и прорастающ ий в п р еи сп од­ нюю ; на верхней, зо л о т о й , ветви топол я си ­ д я т вещ ие кукуш ки, на ср едн ей , бр он зовой , ветви — д ва черны х бер к ута, осн ован и е ж е топ ол я охр ан яю т черны е псы А зар и К азар . А н алогом бай -тер ек а вы ступает литая н е­ бесн а я конорязь, св язую щ ая собой н ебо и зем л ю — чрезвы чайно популярны й в тю рк ­ ской м иф ологии о б р а з. Свящ енный тополь и к оновязь д ел я т вселенную на три части — верхний, средний и ниж ний миры, т. е. на вл аден и я богов, л ю дей и п одзем ны х д у х о в . В ерхний мир п р и н адл еж и т н ебесн ом у б о ­ ж ест в у Ю ч -К ур бустан , средн и й — власти ­ телю А л тая, п овелителю л ю дей М а а д а й -К а ­ ра, а н иж н ий — влады к е мертвы х ж ест о к о ­ м у Э рлику. О б р а з м и рового д р ев а , д ел ящ его в сел ен ­ ную на три части, встречается п овсем естн о, н е только на всей территории А зи и , но и у абор и ген ов А встралии и и ндейцев С ев ер ­ ной и Ю ж н ой А м ерики, у аф рик ан ск их п л е­ мен и в м иф ологи ях др евн его Египта и В а ­ вилона, больш ой популярн остью он п ол ь зо­ вался у др евн и х и ндоевропейц ев, а в виде й ер еж и тк ов (в ск а зк а х , л еген д ах, и зо б р а зи ­ тельном и скусстве) сохр ан и л ся у н ародов Е вропы и д о наш их дн ей . П ри всем этом хар ак тер н о, что в самы х различны х м и ф о­ логи ческ их си стем ах в ер х у м и рового древа обы чно соотв етств ую т птицы, сер ед и н е — м лек опи тающ и е (в «М а а д а й -К а р а » эт о — чудесны й конь К ары ш -К ул ак ), а н и зу — хтони ческ и е сущ ества п реисп одн ей: зм еи , лягуш ки и пр.; п осл едню ю ф ункцию в «М а а д а й -К а р а » вы полняю т псы А зар и К а ­ за р , к оторы е в д а н н ом сл учае аналогичны д в у м собак ам -сп утн и к ам древн еи н ди й ск ого б о ж ест в а см ерти Ямы и ст р а ж у А и да — Ц ер б ер у . В м есте с б у д д и зм о м в ал тай ск ую м и ф о­ логию проник и о б р а з м ировой горы , и м е­ н уем ой в «М а а д а й -К а р а » Сю м ер-У лом (санскр. С у м ер у — букв, «си яю щ ая»), В др евн ей И н ди и гора С у м ер у считалась ц ентральной и вы сш ей точкой вселенной, оби тал ищ ем И ндры и всего сон м а богов, в о ­ к руг ее вершины о бр ащ аю тся сол н ц е и л у ­ на, с ее четы рех ск лон ов стек аю т четыре свящ енны е реки, о д н а из которы х — Ганг. П очи тан и е м ировой горы , представл яю щ ей со б о й ан ал ог-зам ести тел ь м и рового др ева, такж е" им еет всем и рное расп ростран ен ие: у др евн и х греков это — О лимп, у японцев — Ф удзи , в Б иблии — Сион, у древн и х китай ­ цев — гора К уньлунь; о б р а з центральной горы , по к оторой герой за б и р а ет ся на небо, м ож н о встретить и в русск их ск азк ах. Н а- * л ож и вш ись на у ж е им евш иеся у алтайцев п р едставл ени я о ц ентре мира — «п упе зе м ­ ли», уп ом и наем ом и в «М а а д а й -К а р а » (ср. с этим «пуп зем ли » в вави лон ск и х, грече­ ских и римских п р ед а н и я х ),— о б р а з Сю м ер- У лом стал популярным в алтай ск их м иф ах. С центром мира алтайцы связы вали и П олярн ую зв е зд у , еди н ствен н ую н еп о д в и ж ­ ную на н ебоск лон е, вокруг к оторой в р ащ а­ ется зв езд н о е н ебо. Е е ал тай ск ое н азвани е Алты н-казы к (З о л о т о й кол) гл убок о си м ­ волично: считалось, что П олярн ая зв езд а есть верхуш ка вы кованной из зо л ота ми­ ровой оси, вокруг которой обр ащ ается вся вселенная.. П оэтом у, по тю ркским л еген дам , см ещ ение П олярной зв езды со св оего места грози л о гибелью в сем у миру. Э то воззр ен и е на П олярную , зв е зд у как на в ер хуш к у ми­ ровой оси имеет, общ етю рк ом он гол ьск ое расп ростран ен ие: в древн етю рк ски х и сточ­ никах она им ен уется Т ем ир-асы н — Ж е л е з­ ный стол б, монголы н азы ваю т ее Алтын- ха та су н — 'Золотой стол б, киргизы — Те- мир-казы к, калмыки — А лты н-хасун , уйгуры — А лтун-казы к. П о монгольским п р едставл ени ям , П ол яр н ая зв е зд а — это ео л о т а я м аковка х р а м а ,-ст о я щ его на вер­ ш ине горы С ум ер-ол а. . . д К осм ол оги ческ ие воззр ен и я ал тай ц ев, как они п редставлены в «М а а д а й -К а р а » , не о г ­ раничиваю тся одним только понятием ц ен т­ ра вселенной — м и рового др ева и мировой горы . У стройство вселенной н ам н ого с л о ж ­ нее, чем п росто дел ен и е ее на три сф еры . С читалось, что зем л я п о дд ер ж и в а ет ся .д в у ­ мя китами, л еж ащ и м и в х о л о дн о м м оре Т ой боды м , соответствующ ем , мировым в о ­ дам др у ги х м иф ологий, наприм ер, реке О ке­ ан, омы вающ ей, согл асн о древнегреческим п редан и ям , оби таемы й мир. П о д р у го й а л ­ тайской л еген де,' зем л я покоится на спине огром ной косм ической лягуш ки. О б р а з л я ­ гуш ки или череп ахи, п одп и раю щ ей со б о й суш у, относится к о бщ еа зи а т ск о м у к ул ьтур ­ н ом у н аследию . П о косм ологи и «М аадай - К ара», небесны й и подзем ны й мир в свою очередь дел ятся на несколько «этаж ей »: уп ом и наю тся сем ь и дев ять слоев зем ли , говори тся о «третьем н ебе». З д е с ь такж е н етрудн о усм отреть тип ологические со о т в ет ­ ствия, наприм ер, с популярны м в русских ск азк ах «седьмы м н ебом » или с д в е н а д ­ ц атью к ругам и д ан тов а ада. Д л я м иф ологического мыш ления х а р а к те­ рен ярко вы раж енны й д у а л и зм , противопог ставления типа: верх — низ, право — лево, свет — мрак, д о б р о — зл о и т. д. Э то о т р а ­ зи лось и в миф ологической картине мира «М а ад ай -К ар а»: к оби тателю п реисподней К а р а -К у л а и его пом ощ никам п рилагаю тся эпитеты и атрибуты н иж н его мира. К ара- К ула ж и вет « у серо-пепел ьн ой горы », где стои т «ж елезны й тополь б е з коры », обвиты й д в у м я ж елты м и зм еям и . Ж и тел и п о д зем ­ ного царства ж а б о о б р а зн ы и зм ееп одобн ы , им ею т обл и к «зл овещ и х к абан ов». Ж ен а К ара-К улы — дочь Эрлика К ар а -Т а а д и е з ­ ди т на девяти лети ем черном быке, рога к о­ тор ого обл епл ены костям и л ю дей и ж и в о т ­ ных, п оводьям и ей сл у ж а т м ертвы е зм еи ,, а

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2