Сибирские огни, № 1 - 1983
ние би огр аф и ч еск и е вехи ав тор а, в ч а ст н о сти, его р а б о т у на ц елинны х зем л я х , и они- то, к со ж а л ен и ю , ст р а д а ю т как р а з у п р о щ ен н о-п ов ер хн остн ы м би о гр а ф и зм о м (п р о тив к отор ого сп р авед л и в о в осстал Р . В и н о- н ен ), и б о не и д у т д а л ьш е и нф орм ац и он н ой к он статац и и т ех или иных ж и тей ск и х сл у ч а ев, не стали , на мой в о згл я д , ф ак том п оэзи и . И это о со б ен н о огорчи тел ьно, так как, п ов т ор яю , Н . Ч ер к асов — п оэт талантливы й. К ак это ни п о к а ж ет ся странны м , (а ск о р ее и в овсе не ст р а н н о ), но м н огие д о с т о и н ства и н едостатк и , п ри сущ и е Н . Ч ер к а со в у , м о ж н о отм ети ть и в к н и гах п оэтов , стихи к оторы х ц ити ровал выш е: и у В . М ак ар ова, и у А . Ч ечули н а, и у Б . К лимы чева, и у И . К и сел ев а, и у В . П ет р о в а . Т ам , г д е они пиш ут би огр аф и ю д у ш и ,— к ним п р и ходя т удач и , но к о гд а на а в а н сц ен у вы ступает, «геогр аф и ч еск ая би о гр а ф и я » (до р о ж н ы е, п рогулочны е и д а ж е т р у до в ы е в печатл е н и я ), поэты п р евр ащ аю тся чуть ли не в р е зо н ер ст в ую щ и х со г л я д а т а ев . П ом н ю эн ергичны е сти хи В л ад и м и р а М а к ар ова из сбо р н и к а «О сн ова» («С овр ем ен ник», 1 9 7 7 ), у т в е р ж д а вш его , что и «в век р а ц ион альны й наш все ж д е т , т еб я — м"еж т р у бам и и к ран ам и •— д у ш а со всем и бол ям и и ш рам ам и, в се та ж д у ш а » . В новой книге В . М а к а р о в а « Д е р е в о п о д ок н ом » т о ж е н е м ал о п о -н а ст о я щ ем у л адн ы х, крепких сти х ов , п о д т в ер ж д а ю щ и х н есом н ен н ую д а р о в итость п оэта: Свет зимы возникает из снега, Из манящих магнитом огней. Из луны, из высокого неба, Что с годами родней и родней. Свет зимы ненавязчиво, тихо Успокаивает печаль. Отступает нежданное лихо, Если манит родимая даль. И на сердце становится легче. Если солнце всплывает из тьмы. Слава богу, что’родина лечит Даже светом суровой зимы. Н о р я до м с таким и п росветлен ны м и ли рическим и и сп ов едя м и , р я до м с т р ев о ж н ы ми, поэтически взвол н ован ны м и р а здум ь я м и о ж и зн и , о с у д ь б е н аш ей планеты , о Р о д и н е («П ри стан ь», « П о езд к а к д р у гу » , « С у д ь б а » , «П ам я ть », « Б ер езо в ы е рощ и » и д р .) со сед ст в у ю т , м о ж н о ск азать , «м иговы е», з а рисовки о Т обол ьск е, Л ен и н гр а д е, о Крыме, о к а за х ск о й степи и др у ги х м естах, к оторы е п осети л автор . С ам и по се б е так и е «эк ск ур сионны е» сти хи сдел аны д о б р о т н о , в них есть л ири ческ ое н астроен и е, о б ъ я сн я ю щ ее читателю чащ е... причину появл ени я д а н н о го к онк ретного сти хотв ор ен и я , но, п о в т о ряю , эт о го м ал ов ато. В о в се н е хо ч у уп рекать В . М ак ар ова в м елк отем ье, и бо со л и д а р и зи р ую сь с Р . В и - н онен ом , что в п оэзи и нет «локальны х, и зо л ированны х д р у г от д р у га «тем », а есть о д на, к орн евая, м атери нская: тем а любви». Н о если ск возн ой м отив лирических п у теш ествий — о том , гд е и к огда «за ста н ет» п оэта в дохн ов ен ь е, то к такой тран зи тн ой лирике испы ты ваеш ь н ед овер и е, вспом ин ая при эт о м огр ом н ую п р авоту Н . Р у б ц о в а , у т в ер ж д а вш его : «...если нет ни р а д о ст и , ни горя, т о гд а не мни, что зв он к о зап оеш ь, л ю б а я тем а — поля или м оря, и тем а гор — все эт о б у д е т л ож ь !» В от, н априм ер, сти хотв ор ен и е В , М а к а р о ва «В К ры м у»: Штормило. Галькою шурша, Я шел по берегу залива И, воздухом сырым дыша; Казался сам себе счастливым. В теченье светового дня Без устали гремело море, ; Настраивая и меня Принять участье в разговоре. И я, песчинка на земле, Которую не всяк заметит, Я думал о добре и зле, О том, как дальше жить на свете. И хоть у черных этих скал, у волн, болезных и угрюмых,' Ответа я и не искал, Но здесь новее было думать. ^ Установился ночью штиль, Чтоб миг был до конца счастливым. И луч прожектора, как шпиль, Восстал бесшумно над заливом. Ночь кимерийская тиха, Сверкает лунная полуда. И возникает ниоткуда Печаль, предвестница стиха. А втор п озн ак ом и л нас, как п р о и сх о д и т п р оц есс « ст и х о р о ж д ен и я » в м естах, гд е « н о в ее бы ло д у м а т ь ... о д о б р е и зл е, о том , как д ал ьш е ж и ть на свете», п ол агая , в и д и мо, что о д а р и л читателя неким о тк р ов ен и ем . М н е ж е , греш ным д ел о м , види тся тут не ♦столько отк р овен и е, ск ольк о бл ек л ая и н ф о р м ация о так н азы ваемы х «м у к а х тв о р ч ест ва». В о о бщ е со зд а е т с я впечатление, что В . М ак ар ов со ста в и л свой новы й сбор н и к « Д е р е в о п о д ок н ом » с н ек оторой п р етен ц и озн остью (т у т и верли бр, и сти хотв ор ен и я в п р озе, и ф и л ософ и ч еск и е м и н и атю ры ), но очень тор оп л и во, н еб р еж н о , и бо н екоторы е зар и сов к и к а ж у т ся п р осто за готовк ам и к б у д ущ и м полн оц енны м сти хам . И у ж со в сем удиви тельны м п р ед ста в л я ет ся вклю чение В . М ак аровы м в к нигу о т к р о венно альбом ны х сти хотвор ны х миниатю р в р о д е таких: «В сп ом ню , и .ж а р к о стан ет опять: газовы й ш арф и к, р у са я прядь. В з д е р нуты й носик, гол ос гр удн ой ... Л а ск о в о сп р о сит: — М илы й, ты м ой?». См ею н а дея ть ся , что п одобн ы е сти хи не у д о ст о я т ся в о сто рж ен н о й критической «н им боотдач и », но н еу ж ел и опытный и д а ровиты й п оэт увер ен в эстети ческ ой ц ен н о сти таки х миниатю р? — а д р есу ю эт о т воп р ос не тольк о п ер сон ал ьн о к В . М ак ар ову, но и к о многим его со б р а ть я м по п еру, не ум еющ им или не ж ел аю щ и м отдел и ть з е р на от плевел в со б ст в ен н о м х о зя й ст в е, а п о том ук оряю щ им критиков в субъ ек ти в и зм е, п р едв зя тости , д а ж е н ед о б р о ж ел а тел ь н о ст и . И в озвр ащ аю сь н еп оср едств ен н о к той п робл ем е, к отор ую отм ети л в н ачдле статьи и о к оторой т ем п ер ам ен тн о говори т Р . В и н о- нен: о в за и м одей ств и и п оэзи и и критики. II П р е ж д е в сего не м огу согл аси ться с у т в ер ж д ен и ем Р . В и н он ен а, что си бирск и е поэты не получили общ еств ен н ого п р и зн а ния (в отличие о т ;п розаи к ов -си би р як ов ) по вине критики. Т ут, н а в ер н о е, н а д о все- таки в о зл о ж и ть зн ачи тел ьн ую часть «вины » и -н а сам и х п оэтов — прим еры , приводимы е в м оей стать е, п рям о говорят в п ол ьзу т а
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2