Сибирские огни, № 1 - 1983
; Николай Кузин МЕЖДУ СЦИЛЛОЙ И ХАРИБДОЙ I О взаимодействии поэзии и критики за последнее время говорится много, запальчи во, страстно — факт примечательный и в оп ределенном смысле своеобразный. Действительно, если мы обратимся к 70-м и особенно к 60-м годам, когда поэзия пе реживала период исключительной популяр ности в широких читательских кругах, кри тика преимущественно исполняла роль эта кой «прислужницы» у поэзии, ограничивая свои функции пропагандированием творче ства того или иного поэта или в луч шем случае — той или иной поэтической школы. / Нынче ситуация иная: критики поэзии явно не желают довольствоваться ролью пропагандистов-комментаторов каких-то от- дельйых поэтов или даже школ, а стремят ся, как верно заметил В. Кожинов, «сох ранить, так сказать, независимость- от поэ зии и судить о ее явлениях в свете «объ ективных» эстетических представлений». Об этом свидетельствуют, пожалуй, боль шинство новых работ критиков, пишущих о поэзии, к этому, в сущности, призывает и Р. Винонен, сетующий на еще встречающие ся явления «прислужничества» («высокой нимбоотдачи») поэтической критики. ,Р. Винонен даже склонен видеть в такой ' критической «нимбоотдаче» не только сла бость современной критики, но и... тревогу за поэзию в том смысле, что творчество от дельных стихотворцев нередко незаслужен но приподнимается, а подлинно талантливые поэты зачастую пребывают в забвении. Р. Винонен1 пытается обосновать свою тре вогу, обращаясь к произведениям поэтов- сибиряков, полемизируя с критиче скими оценками, которые были даны этим поэтам. Многие конкретные суждения Р. Виноне- на представляются убедительными, хотя с некоторыми кое-кто и не согласится, что, впрочем, вполне закономерно, ибо автор статьи «Трое в нимбах...» вряд ли и пре тендовал на охват и разрешение всех проб- ' См. «Сибирские огни», 1982, № 9, 11. лем взаимоотношений поэзии и критики на современном этапе. В связи с этим мне вспоминается пяти летней давности затяжная дискуссия о «пу тях и перепутьях» поэзии, что была органи зована «Литературной газетой», в которой приняли участие поэты, критики, читатели. Сколько там было наговорено и о «магии стиха», и о поэтических «мигах», и о фор мальных изысканиях в стиходелании, но в ворохе статей, объема которых, наверное, хватило бы на несколько солидных томов, почти не была затронута самая животрепе щущая проблема: поэтическое творчество как самопознание народной жизни, как ин дикатор духовной культуры общества; поч ти .не возникал вопрос о поэтическом пре ломлении драматических и трагических со бытий нашего времени. И понятно, что при абстрактном теоретизировании, оторванном от подлинных проблем поэзии, ее «пути и пе репутья» остались завуалированными. Отрадно, что разговор, начатый Р. Вино- неном, далек от схоластического теоретизи рования и затрагивает весьма тревожные моменты литературного процесса. Автор статьи «Трое в нимбах,..», обращаясь к твор честву поэтов-сибиряков, резонно замечает, что «контекст разговора об их творчестве может быть безусловно только общероссий ским», решительно, отвергая как деление ли тературы на региональные «уделы», так и критический подход к ней с точки зрения «географии и биографии». Целиком согла шаясь здесь с Р. Виноненом в принципе, я все же хочу заметить, что он при конкрет ном разборе стихов в полемике с критика ми этих стихов все же напрасно игнориру ет биографический элемент в становлении поэтической судьбы, ибо, как заметил Тют чев, «у Музы есть различные пристрастья, дары ее даются не равно...» Иронизируя над прверхностными биогра фическими аттестациями творчества даль невосточных поэтов Белоусова, Лебкова, Рогачева, аттестациями, данными этим поэ там их благожелательными критиками-зем- ляками, Р. Винонен заявляет: «Приметы так называемой биографии или милая «ма лая родила», отчий край,— должны, на верное, находить в стихах более глу- /
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2