Сибирские огни, № 1 - 1983
(именно изменой■считали они уход «своих» игроков в «чужие» клубы), и вдруг ощути ли себя заштатными жителями захолу- чтья, в котором настоящего порядка нет, не было и не будет,— вот об этом мог расска зать только писатель-современник, притом живший в таком городе и испытавший все на себе. Немченко сумел это сделать даже вопреки им же самим придуманному сю жету. Но бывали и случаи, когда ему не удава лось вырваться за черту сюжета, и расска зы, порой интересные, а порой просто за нятные, так-таки и оставались чем-то вро де анекдота, курьеза. Например, уморитель но потешны некоторые эпизоды «Северной тишины». Крестьян одной глухой сибир ской деревни вдруг одолела шпиономания. А тут как на грех в тех местах работали геофизики. Одного из них, бедолагу, брали «с поличным» раз шесть кряду, пришлось руководству даже справку ему выдать о том, что он «не является шпионом какой- либо иностранной державы». Забавно? Еще бы! Но и только. Забавен и поединок с теленком, нося щим странную кличку «Компот». Оказыва ется, туристы приучили его к этому напит ку, и теперь бычок даже пастухов лишает десерта и вообще готов из-за любимого блюда любого вызвать на корриду. Любопытная и редкая ситуация составля ет основу «Цыганского отпуска». Председа тель колхоза уговаривает прикочевавшего к нему цыгана-кузнеца перейти на оседлую жизнь, а тот отказывается, поскольку воля дороже.'А потом выясняется, что цыган дав ным-давно уже работает на одной из шахт. Зато как только отпуск, он запрягает ло шадку, семью — в кибитку, и — пошел странствовать. Что ж? Ситуация и впрямь любопытная, но не более. Не к чему из песни слова выбрасывать — был у Немченко такой период, когда его привлекали случайности. И если ему заметить, что эти рассказы далеки от »сальности, он скорее всего удивится и разведет руками: «Ну, старик! Ведь все так и было». Было-то, конечно, было', а вот бы вать уже не могло. Курьез на то и курьез, чтобы случиться однажды, удивить да так и остаться уникальным удивительным слу чаем. Видимо, курьезы потребовались пи сателю, когда он почувствовал необходи мость отстраниться от вымысла, почувство вал, что не- стоит фантазировать, а лучше попристальнее присмотреться к жизни, по скольку «...мастерица жизнь узелки вязать. Захотел бы, да не придумаешь!» Тогда-то поначалу и увлекла его экзотика факта. Тяга к экстраординарному заметна и ныне. Однако теперь писателя интересует необыч ное, но и не случайное притом. В повести «Праздник возвращения птиц» он описывает обряд поминания, странный обряд, совершенно не цохожий на ту пьян ку с обжорством, которая ныне почему-то тоже кощунственно именуется «поминками». Две сестры, решив помянуть мать, прихо дят к односельчанину старику бобылю. Не сколько часов чистят и драят его запущен ное холостяцкое жилище, в котором, как сам хозяин говорит, «полный раскардаш». Ког да наконец управились, из бани вернулся старик в «выходной» рубахе с приколотой на груди медалью. Откупорил- бутылку и, поблагодарив сестер, помянул добрым сло вом их родителей. Сколько смысла, сколько значимости в этом обряде! И само то, что кажется он те перь необычным,— укор нам, превратившим естественное, истинно человеческое дело в бессмысленное, неоправданно пышное за столье. И уже не требуется ни комментари ев, ни авторских «размышлений по поводу», да их и нет в повести. Однажды Немченко понял, что имеющийся у него материал не влезает в прихотливо изящные футляры вымыслов. То есть за пихнуть его туда при желании, конечно, можно, но непременно при этом придется отрезать что-то значимое и дорогое, а вза мен приделать что-то никчемное и чуждое. Поняв это, он стал пи сать просто о самом себе. Не -знаю, как определить жанр новых его произведе ний: рассказы? очерки? эссе? мемуары? Да и стоит ли загонять всякое лыко в строку литературоведческих терминов, поскольку эти работы почти не поддаются анализу. В них вроде бы нет ни .сюжета, ни компо зиции, ни какого-то особого стиля. Просто рассказывает человек о себе, о своей родне, о тс:.;, что пережил и перечувствовал, и рассказывает-то будто с пятого на десятое, будто бы и не очень подбирая какие-то осо бые слова, но говорит столь искренне и безыскусно, что меня это захватывает, за ставляет думать и о собственной жизни, и о жизни вообще, а временами — просто ком к горлу... Сейчас Немченко в такой поре, когда че ловек испытывает себя на откровенность, испытывает строго,, дотошно, иногда с уп рямством самоистязания. Он сделал собст венную жизнь сюжетом своих произведе ний. Трудно сказать, долго ли протянется в его творчестве этот период, надолго ли пи сателя хватит. Думаю — нет. Слишком трудно постоянно быть самому себе глав ным героем. Неизбежны повторы и пере певы. Есть, правда, и другой вариант, ког да сама жизнь складывается как невероят ные приключения, но для этого надо либо чтоб судьба тебя гоняла, либо чтоб ты ее постоянно ломал. Но тут, как говорится, избави, господи, от первого и не допусти до второго. Вероятно, пристрастная тяга к са моанализу у него пройдет, но хочу верить, и писатель своими последними работами да ет возможность верить тому, что найденная им мера искренности, найденная им интона ция безыскусной доверительности оста нутся теперь уж навсегда. ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2