Сибирские огни, № 1 - 1983
в том, что он не лыком шит. А еще намере ние построить металлургический комбинат, конечно же, единственный и крупнейший, а при нем город, и не какой-нибудь, а по собственному вкусу и росту. Они работа ли, не жалея собственных сил и нервов, а зачастую и чужих. Они строили завод, город и себя. Трудности закаляли и выко вывали характер тех, кто их преодолевал. Но разве твердость, крепкость, стойкость — единственно необходимые черты челове ческого характера? Разве не нужны ему мягкость и податливость? 'Да и город по лучился стандартным, скучным, пыльным и еще почему-то пересеченным пополам железной дорогой. - Эти парни заслужили право на гор дость, они сделали то, что казалось не возможным. Но им надо и посочувство вать, они не сделали того, о чем мечтали. Немченко сам из «этих парней», он пе режил и перечувствовал то же, что и они, и так же в день -пуска комбината- услы шал «тихую музыку победы», музыку, при глушенную печалью неосуществленного (а точнее, как говорят строители, «скорректи рованного») замысла. Потому-то и хочет автор, чтоб его герой-приятель задумался над собственной судьбой, потому-то и слы: шна порой в ранних вещах Немченко ав торская подсказка герою, и нить сюжета превращается иногда в страховочную ве ревку — держи, старик, не сорвись. Такое же смешанное чувство гордости и сострадания (чувство парадоксальное или, по крайней мере, непривычное) ощутимо и в «кубанских» рассказах писателя. Богатый и благодатный край... Неспроста так восторженно звучит само название руд ной станицы Гария Немченко — Отрадная. Издавна заселили эту землю люди самосто ятельные, независимые, самолюбивые, по селились сразу не хуторами, а станицами, привыкая жить «миром», привыкая при всей своей гордости и помогать другим, и благодарно принимать чужую помощь. Во время войны через Кубань дважды прокатился фронт, сначала на восток, по том на запад, прокатился, уродуя землю, разоряя поселения, калеча людей и увеча судьбы. Потом послевоенная голодуха, ког да на этих тучных, плодороднейших чер ноземах, где (как некогда шутил А. П. Че хов) воткни оглоблю — тарантас вырастет, не взошдо ничего, кроме чеснока, которым семья кормилась всю зиму. Тогда-то и ста ли родители спроваживать детей в дальние и ближние города: незачем, мол, им тут бе довать, нехай шукают лучшую долю. Кто нашел эту долю, кто — нет: другой разго вор. Но теперь одинокие старики неумелыми и жалостными письмами заманивают к себе сынов и дочерей хоть в отпус^, хоть пос мотреть, а то ведь недолго и помереть, так и не свидевшись; теперь, как милостыню, выпрашивают они внуков, хотя бы на лето. Ныне на Кубани люд зажиточный, и в до ме, и на огороде всего вдоволь. Но и доста ток. как известно, не всегда на пользу чело веку, бывает, что и во вред. Бывает, что начинают деньги к деньгам липнуть, и вот уже катит станичная тетка со своим това ром за тридевять земель, чтоб только про дать его втридорога. А то и напротив, от избытка благ ударяется станичник в за пой. — куда, мол, деньги девать, не со лить же, и так всего вдосталь. И видит это писатель, видит и мается, и втолковы вает героям-землякам, что не надо бы так, не по-людски это, а потом вдруг, то ли от чаявшись, то ли устыдившись чего-то, на чинает валить всю вину на себя. Вот ведь характер у человека! О чем бы ни думал, о чем бы ни говорил, обязатель но под конец начнет пытать себя: а ты-то, мол, что, лучше что ли? А ты-то сам, что сделал, чтобы исправить жизнь и людей? Не знаю, как он живет с воспаленной со вестью, но уверен: без этого он писать бы не смог. Гария Немченко не отнесешь к людям, которыми владеет «одна, но пламенная страсть». Напротив, напряжение его прозы и даже своеобразный внутренний драматизм ег о , творчества отчасти, объясняется тем, что у писателя две постоянные любви, два пристрастия: Кубань и Кузбасс. Две несхо жие земли, два отрезка жизни, но он равно им принадлежит, и не может, да и не жела ет в конце концов отдавать предпочтение любому из «их. Под Армавиром осталась его родня, близ кая и дальняя. В Новокузнецке остались друзья. И когда так складывается у чело века судьба, то попробуй отдели одну ее половину от другой, хоть и отдалены они друг от друга и тысячекилометровым про странством, и десятилетиями жизни. И что же тут странного, если под обложками его книг соседствует станичный пацаненок, мечтающий себе на утеху и на радость од носельчанам научить плясать ' петуха («Красный петух плимутрок»), и рано пов зрослевший парнишка-сирота из Новокуз нецка, увлекшийся радиолюбительством и взявший себе позывные «Зубр» («Конец первой серии»)? Что же странного, если мысли и чувства главного инженера мон тажного управления Котельщикова, выр вавшегося на некоторое время из жесткой круговерти стройки на таежную заимку («Долгая осень»), во многом сходны с ду мами и переживаниями студентки-филолога Тани, приехавшей из Краснодара на не сколько дней в родную станицу («Празд ник возвращения птиц»). Но чаще в пове стях и рассказах Гария Немченко Кубань и Кузбасс тесно переплетены, и, бродя по степи, его герои вдруг вспоминают отяже левшую от снега тайгу или шумный инду стриальный город, столь основательно про копченный гигантскими домнами, что даже иней на деревьях там черен. И напротив, в предпусковой горячке на одном из комплек сов Запсиба нет-нет да и припомнится им вдруг старый кожух, расстеленный в тени под яблоней, станичные плетни и мазанки и высокое кубанское небо с крупными и налитыми, словно вызревшими к августу кучевыми облаками. Немченко весьма требователен к себе, даже придирчив — это, разумеется, врож денная черта характера, но двойная любовь развила ее, гиперболизировала. Ему посто янно приходится расставаться .то с родней ради друзей, то с друзьями ради родни; и оттого бесконечно чувствует он себя дол жником и тех и других. Подобная гиперт рофия долга особенно ощутима, по-моему, в новелле «Эти мамины передачи». В ее ос-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2