Сибирские огни, № 1 - 1983
хватило, потребовалась еще повесть «Скры тая работа», а через несколько лет еще од на повесть — «Долгая осень». По-моему, наиболее отчетливо ответ про звучал в «Скрытой работе». Там противо стоят друг другу два человека с принци пиально разным подходом к делу: прораб Эдик Агафонов, который способен любые стройматериалы, любой дефицит, что назы вается, из-под земли достать, и старичок куратор Алексей Кириллович Травушкин, который может и под землей увидеть не доделки, дефекты, скрытые огрехи. Агафонову важен результат — д о с т и ж е н и е , и прораб добивается его во что бы то ни стало. И тут у Эдика своя логика: есть приказ сдать объект к сроку, значит, все вычислено, значит, конечный выигрыш окупит все потери, а следовательно, неза чем мелочиться и считаться с этими поте рями. Для Травушкина- важен процесс — п о с т и ж е н и е . И ему не безразлично, какой ценой дело делается. В центре спора оказывается притча о забетонированном топоре. Агафонов счита ет, что так и надо. Когда завод будет ра ботать, никто не спросит, почему в фунда менте оказался топор. Некогда было ломать опалубку, сроки поджимали — вот и весь сказ. Травушкин думает иначе. Его беспокоит парадокс — ради будущей стали загублено изделие из стали уже существующей, при помощи труда уничтожен результат чужо го труда. Так что же, выходит, что потомки (когда создадут они более крупные, более совершенные предприятия) будут вправе так же бессмысленно и бесцеремонно обой тись и с нашей сегодняшней работой, а в конечном итоге и с памятью о нас? «А вам не кажется, мой молодой друг, что самая скрытая работа происходит не вокруг нас, не с материальными, если хо тите, вещами, но в душе человеческой?» В конце повести большинство ее персона жей принимает сторону Травушкина, но, по-моему, делают они это не без помощи автора. Он не вымышлял «хэппи-энды», но ста вил персонажей в ситуации, при которых, они должны непременно ощутить что-то важное и задуматься, а задумавшись, по нять то главное, ради чего и живет человек. И все это он проделывал потому, что от кровенно любит и жалеет своих героев. Любит всех. Даже Эдика Агафонова, этого красавца самбиста, которому легче два ра за сделать, чем раз подумать, которому проще уломать, уговорить любого человека, чем попытаться понять его. Даже станич ную сплетницу «бреховку» Семеновну (рас сказ «Пустосмехи»), Даже озлобленного краснобая Пакина (роман «Тихая музыка победы»), И только таких респектабельных подонков, как Динкович (из рассказа «Озябший мальчик») или Шидловский (из повести « Конец первой серии»),— вот этих сукиных сынов одного помета он столь же откровенно ненавидит. Любит и жалеет он не только друзей и близких, не только людей. Он постоянно и настоятельно требует человечности в отно шениях и с «малой птахой», и с огромным, страшным с виду, но доверчивым и добро душным ньюфаундлендом («Возвращай ся»), и с крохотным забавным бурундуч ком («Жадюга») — требует ото всех: и от своих героев, и от читателей, но в первую очередь от себя самого. В новелле «Манок на шелковой нитке» Немченко рассказыва ет, как однажды, охотясь на рябчиков, он столкнулся нежданно с медведем и испу гался до оцепенения. Обычная охотничья история, но заканчивается она неожидан ным выводом: «А мне стало и немножко грустно, и ста ло неловко. * Выходит, если бы на манок доверчиво прилетел маленький рябчик, я бы выстре лил, не задумываясь? А показался зверь, который смог бы постоять за себя,—. и я мигом забыл, зачем^у меня ружье... Не знаю, так ли это, да только мне ка жется, что с тех пор стал я по рябку все чаще и чаще промахиваться. И никогда об этом не жалею». У Немченко довольно много таких рассказов, где автор откровенно радуется своим промахам, радуется тому, что остался без добычи, и явно хитрит, объясняя порожность своего ягдташа ■отчаянным невезеньем. Казалось бы, ло гичнее в этом случае не прибегать к улов кам, а просто забросить ружье куда по дальше и навсегда распрощаться с охотой. Разумеется, логичнее, ’ но если б все оп ределялось логикой, а то ведь многое в по ведении человека решают эмоции, привыч ки, увлечения, и хорошо, что они есть. Стоит пожить в тех местах, где еще достаточно рыбы и дичи, где человек, если он не охотник и не рыбак, то уже вроде бы и не мужчина вовсе, а так — сущест во в брюках; где почти у каждого на стен ке ружье, в чулане сеть, а на пристани мо торка,— честное слово, стоит, хотя бы для того, чтобы понять, что такое охотничий азарт, что это за притягательно-странное общество •— мужское братство соперников около охотничьего или рыбацкого костра, ощутить напряжение ожидания, злость промаха и радость попадания. Как бы там ни было, но по мне пространные про поведи тех, кто никогда не брал в руки двустволки, гораздно менее убедительны, чем короткое, почти вымученное признание истинного охотника, например, такое: «Странная эта минута после убийства тихой, уже уснувшей было в ненадежном своем жилище маленькой птицы — стран ная!.. Отчего живет в тебе в эту минуту удовлетворенный покой? Неужели от под сознательной радости, что существование твое более прочно, чем существование уже коченеющей в твоем- рюкзаке растре панной гулким выстрелом лесной птахи?..» Умение любить и жалеть своих героев — одно из самых привлекательных свойств прозы Немченко. А их — героев этих — есть и за что любить и за что пожалеть. Парни с Запсиба не прочь при случае похвалиться и мозолями и кулаками, они способны, если надо, и за себя постоять и за пятерых поработать. Они съехались сюда, в Сибирь, чтобы начать грандиоз ную стройку с нуля. Нуль и есть нуль: ни жилья, ни удобств, ни загсов, ни детских садов. Но зато у каждого из них был за пас гордости, надежд и запас уверенности
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2