Сибирские огни, № 1 - 1983
героя — милиционер — позволяет проник нуть во все сферы жизни и убедиться, что сложившиеся традиционные представления верны далеко не всегда и не всюду. С Пашкой Бересневым на стройке понача лу происходят разные казусы, заставляю щие его прийти к выводу, чт<} стройка — это «особая республика» и не стоит происходящие на ней события мерить на привычный аршин. В первый же день своего пребывания на Авдеевской площадке Пашка заработал фингал под глазом: ввязался в драку, где один здоровенный детина дубасил двух граждан средней комплекции. Оказалось, это бригадир таким образом прививает тру долюбие закоренелым тунеядцам. А что делать бригадиру, если принимают на ра боту без разбору всех приезжих (людей катастрофически не хватает), а план давать надо? Бригадир он новый, опыта воспита тельной работы нет, вот и учит подручны ми средствами. Оказывается, зря Пашка сунулся, зря заработал фингал. Через несколько дней Береснев выследит ночных грабителей, а потом выяснится, что одна бригада каменщиков таким крими нальным способом одалживает строймате риалы у другой, потому что снабженцы где- то просчитались, а работать надо, надо сдавать объект. Много хлопот Пашке доставляет и Наха ловка — поселок, самостийно возникший около строительства. И тут тоже внутрен ние 'противоречия. Все мечтают о «городе- саде». Но когда-то он еще будет, а жить надо уже сейчас, и вот вместо продуманного спланированного города растет безалабер ная — ни проекта, ни порядка — Нахалов ка, к тому же на нее левым путем уходят кирпич и бетон, предназначенные для строй ки. Когда еще возникнет сад — скверы, парки, бульвары, а пока население Наха ловки вырубает лес на сопке — кто на дро ва, кто на жердины для забора. И вроде бы нужно поприжать это нахаловское населе ние, но в том-то и загвоздка, что состоит оно не из каких-то «посторонних элемен тов», а из тех ’ же строителей, притом в большинстве своем людей основательных, семейных, работящих, и самострой они за теяли именно потому, что собрались надол го осесть в этом краю. Да, стройка — «особая* республика», и законы у нее особые, но законы эти обяза тельны для всех без исключения. Потому и сажает Пашка на девять суток начальника строительства Платохина, когда тот, под выпив с огорчения (получил очередную на хлобучку в тресте), разбушевался в мага зине. Зато позже тот же Платохин скажет Бересневу: «А главное, что было в этой нашей республике, справедливость». Вот тут-то, видимо, и суть. Вот это ощу щение справедливости и дорого Гарию Немченко с того времени и до сего дня; за него-то он и благодарен молодости; ему-то он и служит до нынешних пор. Пока беллетрист следил за приключения ми героя, хронист тщательно отмечал лю бое изменение в жизни стройки: возведен дом, еще один, образовалась первая улица, начались работы на промбазе, появился первый почтальон, открылся филиал строи тельного техникума, приехали каменщики из Ростова, а затем донецкие шоферы. По порядку, ничего не пропуская, скрупулезно, с дотошной точностью регистрирует все, д а -' же то, что, казалось бы, не требуется по сюжету книги. Порой он и сам это чувству ет, но не может, не хочет отказываться от обязанности летописца, поскольку считает ее своим долгом. «Долг! Что ж, что долг? Это говорят всем, да не до всех это доходит, чего там говорить. Что же теперь — тем, кто пони мает, так всю жизнь и подчиняться этому долгу, жить только для других? А те, кому все равно, будут жить как им нравится и только посмеиваться про себя — да где там про себя, и в слух можно сколько угодно услышать!.. А может быть, можно установить разум ный предел и остаться честным?.. Или нель зя этот предел найти самому, потому что тогда начнется вот так: каждый для се бя?..» — Этот принцип, сформулированный в романе Гарием Немченко, тоже програм мный. Он впервые сказал о долге, сказал еще не очень умело, в лоб, декларативно, но в общем-то однозначно определил свое отношение к нему. Потом, когда пройдет пятнадцать лет, он будет писать все о том же, но напишет уже короче и откровеннее: «На открытой веран де в зимней сырой Гагре, низко клонясь над тарелкой с хашем, .исходящим духови тым парком, Юрий Павлович, Юра Каза ков говорил, заикаясь больше обычного на чужом для его чуткого уха слове: «С-ста- ричок!.. Тебе надо забыть, что такое З-з- запсиб. И станешь хороший русский пи сатель». Ах, как бы хотелось им стать! Но в силах ли мы приказывать собствен ной душе? А она летит туда и летит... Зна чит, что-то влечет ее туда? Что-то долгими часами там держит? Другое дело, и это моя вина, что до сих пор не смог с доста точной ясностью, с полной правдою выска зать: ч т о?» С годами ощущение задолженности у писателя будет все возрастать. Лет через пять после публикации романа «Пашка, моя милиция» он поймет, что многим обя зан не только друзьям молодости — ребя там с Запсиба, но и землякам-кубанцам. Работая над., вторым своим романом, Немченко нашел еще один принцип. Нашел и даже сформулировал его: «Что мы тут на Авдеевской площадке строим? Только завод один? Чтоб трубы стояли да дым шел? Или еще что-то?..» В контексте рома на вопрос явно риторический. Конечно, «еще что-то», и даже ясно, что именно — судьбы, характеры, мировоззрение тех, кто создает этот завод. Сформулнровать-то принцип Немченко сумел, а вот сделать его основой романа, «осью привязки», выстро ить на нем главный конфликт в то время он не смог. И потому пришлось ему вво дить любовную линию (кстати, отношения «Паша+Таня» практически ничем не отли чаются от «Миша+Тоня» в предыдущем романе), пришлось все-таки под конец при бегнуть к услугам детективной интриги — хищение, погоня, драка, стрельба. А вопрос «Что мы строим?» окажется в центре следующего романа «Тихая музыка победы», только там он прозвучит чуть иначе: «Что мы построили?» Впрочем, для ответа нд него одного романа автору не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2