Сибирские огни, № 1 - 1983
семейного благополучия в поисках роман тики, не приживались на стройке (Виталий Шапф уехал через два месяца, Королев начал всеми способами доказывать свой приоритет), почему в центре внимания оказались, такие парни, как Мишка Галоч- кин — упрямый, несколько замкнутый и простецки-прямолинейный в своих сужде ниях и поступках детдомовец, успевший за неполные двадцать пять лет и трудностей и лиха всякого повидать и приехавший на стройку не жизнь посмотреть, а дело де лать. Кстати, после этого романа лет на де сять детдомовцы станут основными персо нажами прозы Немченко. Береснев, \ Тупа- рек и Филиппов («Пашка, моя милиция»), Громов и Виталик «Зубр» («Конец первой серии» и «В торопливости жизни»), Толйк («Озябший мальчик») — все они либо круглые сироты, либо безотцовщина. По чему? Ну потому, во-первых, что среди сверстников автора, среди тех, кто встре тил войну дошкольниками, после войны оказалось слишком много сирот — ’это одна из основных особенностей его поколения. А во-вторых, люди удачливые, благополуч ные Немченко попросту не интересуют — это уже его личная особенность. Стоит сказать и еще об одном открытии, сделанном им для себя в «Здравствуй, Галочкин!». Роман на девять десятых со стоит из диалогов, монологов, из прямой, несобственно прямой и косвенной речи пер сонажей. Развернутых или хотя бы мало- мальски крупных и самостоятельных ав торских комментариев и отступлений в нем нет. Язык разговорный, обыденный, изо билующий просторечиями, жаргонизмами, диалектизмами, техницизмами, шуточками и байками, язык, стремящийся к сокраще ниям («Слышь», «Митьк», «погодь»), испещ ренный междометиями («хрясь», «их-ты», «кхе-кхе») и звучной невнятицей («Во да ет!», «А эта... как ее, ну...»), весь, так ска зать, словесный щебень Немченко превра щает в строительный материал, следуя то му же принципу, который сформулировала Анна Ахматова: «Когда б вы знали, из како го сора растут стихи, не ведая стыда». Несколько позже от разговорности он ес- стественно перейдет к сказу, В такой -мане ре созданы повесть «Скрытая работа», рас сказы «Показания для тебя одного», «Хоккей в сибирском городе» и другие про изведения. Потом место условного рассказ чика займет сам автор. Но это потом. А по ка вернемся к первому роману. Основной конфликт его тоже подсказан журналистикой. .В центре оказалась проб лема, которая в те годы весьма интересова ла публицистов, а вот прозаиков еще не увлекала — борьба с показухой, с искусст венным, тепличным выращиванием передо виков, или «маяков», как их тогда называли. Идея была проста, но внутренне проти воречива. Считалось, что нужно всемерно помочь ударнику, чтобы он достиг впечат ляющих завидных результатов, а потом его достижения окажутся манящим примером, путеводным ориентиром для остальных и вдохновят этих остальных на трудовой подвиг. Но ведь режим наибольшего благо приятствования, который создавался «мая ку», материалы, которыми он снабжался в первую очередь, внимание, что уделялось ему,— все это отнималось у тех самых «ос- стальных», которые потом должны будут на него равняться. Ни материально, ни мо рально рабочих это не устраивало, и на практике зачастую это движение приносило больше вреда, чем проку. В общем тема острая, сложная и неопробированная в худо жественной прозе того времени, так что в чем в чем, а в смелости начинающему ро манисту не откажешь. А то, что в финале романа конфликт решается излишне просто и прямолинейно, а заодно счастливо за вершается нехитрая любовная история,— все это, по-моему, такса за пользование ли тературностью, которую тогда он очень уж хотел освоить (этой-то литературности он не раз еще заплатит, и даже сверх счета, пока, наконёц, не убедится, что если и сто ит писателю от чего-то избавляться, то не от газетчины, а вот именно от нее — от литературности). Давно известно, что для начинающего писателя вторая книга важнее первой. Пер вая — заявка на творческую самостоятель ность, а вот вторая — подтверждение и ут верждение своей темы, своего литературно го стиля, своего мировосприятия. У Гария Немченко второй роман «Пашка, моя мили ция» стал программным произведением. Роману предпослано короткое авторское предисловие. Приведу его целиком: «События, описанные ниже, по времени предшествуют другой моей книге «Здравст вуй, Галочкин!» Мне пришлось вернуться к более ранним временам — и теперь полу чается так: «Пашка, моя милиция» будет первой моей книгой о сибирской стройке, о самом ее начале; потом «Здравствуй, Га лочкин!» — о времени, когда стройка гото вится к штурму. Сейчас я начал работу над третьей книж кой — о самых горячих днях. Это, конечно, никакая не трилогия, хотя книги связаны между собой, потому, что рассказывают об этапах одной стройки. А герои — разные, слава богу, на стройке их достаточно, не которые, правда, действуют и здесь и там. Так, Пашка Береснев появится и в третьей книжке». Как видим, и место предшествующей книги, и тема последующей определены вто рым романом. Но важнее, пожалуй, дру гое — с этого времени Немченко добро вольно и сознательно берет на себя обязанности летописца стройки, с этого времени начинается у него внутренний спор между беллетристом и автором хроники. Художник-беллетрист нашел весьма вы игрышный и своевременный жанр — анти детектив. Его надобность назревала и ощу щалась не только Гарием Немченко. Не случайно ,в те же годы Виль Липатов соз дает своего Анискина. Весьма заманчиво взять главным героем новоявленного Шерлока Холмса, который в философии ррзыска исходит из примата добропорядочности и посему все происшест вия считает не преступлениями, а наруше ниями. А есди человек из лучших побуж дений вынужден тем не менее нарушать правила и законы, значит, есть какой-то внутренний конфликт. До него-то и доиски вается следователь. Вот эта возможность обнаружить и описать скрытые пртиворе- чия действительности и соблазняет худож ника. К тому же сама должность главного
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2