Сибирские огни, № 1 - 1983
КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Е. Сергеев ПРАВО ДЕРЗАТЬ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА В одном из залов Останкинского теле центра шел предварительный просмотр фильма-спектакля по пьесе Гария Немчен ко. Перед экранами мониторов расположи лись, в креслах всего шесть зрителей: ав тор, его жена, режиссер и редактор теле спектакля, консультант — инженер-строи тель, давнишний (еще с Новокузнецка) друг автора и я — критик, приглашенный ради будущей телерецензии. Телевидение — не кино. Тут, глядя на экран, можно переговариваться в полный голос, й все пользовались этим преиму ществом. Немченко, громко сетовал на из держки: по непонятным причинам из пье сы «выпали» где слова, где реплики, а где и целые эпизоды. Режиссер успокаивал ав тора, утверждая, что до «эфира» они еще многое поправят: здесь перемонтируют, здесь вместо среднего плана дадут «круп няк», здесь другую музыку подложат... В общем, разговор шел обычный, из тех, что можно услышать на любом просмотре. И тут вдруг нечто удивительное и непри вычное, произнес сосед-консультант. Он гля дел, глядел на экран, а потом, повернув шись ко мне, доверительно сообщил, ука зывая на главного героя спектакля: «А вот это — я!» При всем желании невозможно было уловить ни малейшего сходства меж ду ним и актером, играющим «его» роль, однако тем нц менее... Консультант рассматривал экран, слов но старую полустершуюся групповую фото карточку, на которой не сразу различишь лица, но, различив, уже не можешь изба виться от приступа воспоминаний. Посте пенно он узнал и остальных героев пьесы, стал рассказывать, где кто теперь работа ет, как у каждого из них сложилась жизнь, с кем виделся недавно, а от кого уже го дами ни ответа ни привета. Не требуется особой проницательности, чтобы, читая прозу Гария Немченко, дога даться: его персонажи списаны с натуры, за каждым из них виден человек настоль ко реальный, что его даже как-то неудобно именовать «прототипом». Но оказывается, герои эти еще и друг с другом отлично зна комы и легко узнают себя и приятелей под любым гримом. А люди-то, разумеется, раз ные и относятся к своим «литературным портретам» различно. Умом они, конечно, понимают, что книжный персонаж — это не копия, а обобщенный образ, что писатель имеет право на вымысел, что может он, взяв за основу характер или ситуацию, по- своему распорядиться судьбой героя. Умом-то, конечно, понимают, но в душе кого-то все равно может затаиться обида, а вот этого Немченко и не хочет, потому что все они близки ему. Да к тому же, по хоже, он еще и сам для себя не выяснил окончательно, есть ли у него право на вы мыслы и домыслы, позволительно ли сочи нять судьбы, если да, то стоит ли пользо ваться этим правом? Раньше был уверен в необходимости фантазировать и обоб щать, ныне же все чаще сомневается — нужно ли? Как бы там ни было, а, написав рассказ, нередко посылает он его другу-герою, а то и сам, взяв билет, катит в Новокузнецк, чтобы встретиться с давним приятелем и втолковать ему такую ясную в искусстве, но непереводимую на бытовой язык истину: это написано о тебе, потому что .писал о себе и хотел, ч+обы было — о каждом. В конце концов объяснение заканчивается простым договором: «Почитай, старик. Как скажешь, так и будет!» «Старики» читают, и, как правило, дают свое «добро», даже если и не со всем согласны.' Дают «добро», поскольку привыкли доверять друг другу,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2