Сибирские огни, № 1 - 1983

никова оценила ее как постановку «между­ народного масштаба», выходящую за рам­ ки Значения не только местного, сибирско­ го, но и союзного. Но и без такого хорошо квалифицированного, и я бы даже сказал, высокого отзыва победа была очевидна, и. для этого вовсе не обязательно было читать протоколы заседания 'худсовета, достаточно было присутствовать в зрительном зале — реакция его говорила сама за себя... * * * Беседа с Исидором Аркадьевичем Заком, народным артистом СССР, лауреатом Госу­ дарственной премии, главным дирижером театра: — Исидор Аркадьевич, скажите, пожа­ луйста, что вы думаете об оперной режис­ суре как таковой, о том, каким именно дол­ жен быть в оперном спектакле контакт ди­ рижера и режиссера и каково взаимодей­ ствие, музыки и образного действия в опе- ре? ( — В опере музыка — главное. Именно она создает -те образы, что рождаются в нас, когда мы с л у ш а е м оперу. Но, сидя в зрительном зале оперного театра, невоз­ можно оперу слушать — и только; зритель в зале оперу еще и смотрит. Потому, в иде­ але, оперу в театре нужно уметь и слушать, и смотреть одновременно, причем одинаково умело. И задача оперного режиссера в свя­ зи с этим — создание пластического, зри­ мого эквивалента музыкальному образу в сжере. Потому в оперном театре как дири­ жер невозможен без режиссера, так и ре­ жиссер невозможен без дирижера — они не­ обходимы друг другу. Подмена одного дру­ гим — есть профанация оперногЬ искусства. При плодотворно^ же сотрудничестве и тот, и другой могут натолкнуть друг друга на плодотворную мысль, которая может по­ мочь им в практическом воплощении тех идей, которые каждый из них вынашивает в себе. Как все это реализуется практически в вашей работе с режиссером Багратуни? — Багратуни относится к довольно ред­ кой категории режиссеров: он очень одарен, обладает большой фантазией и темперамец- том, тонко чувствует .музыку ц руководству­ ется именно ею в своей работе. Обычно сре­ ди оперных режиссеров принято клясться в своей преданности музыке, у такого режис­ сера просто хорошим тоном "считается го­ ворить, что в своем творчестве он «оттал­ кивается от ,музыки». Как мне кажется, иногда такой режиссер, отталкиваясь от музыки, довольно далеко от нее отлетает и отлетает от нее тем дальше, чем сильнее отталкивается. Так вот, Багратуни не к л я ­ н е т с я , он просто л ю б и т музыку. Мож­ но, конечно, спорить с ним о частностях создания того самого зримого эквивалента музыкальному образу, о котором уже упо­ миналось. Но такие споры, как бы горячи они ни были в процессе работы, в конечном итоге порождают уверенность в том, что твоя работа не останется втуне, что рядом с тобой работает человек, увлеченный де­ лом, как и ты. Работа дирижера и работа режиссера — два берега одной реки, река же эта ОПЕРА. Так вот, повторю еще раз: Багратуни исполнен пиетета к музыке, он ее любит, понимает, уважает, с л ыш и т Для дирижера, для меня, в частности, э^о— основа основ сотрудничества. И, на­ пример, опера Э. Бондевиля — одно из сви­ детельств дарования его как оперного ре­ жиссера. Сам Бондевиль, увидев и услышав свою оперу у нас, писал мне позже из Па­ рижа: «Трудно поверить в то, что сделано это не французами». Кроме уже перечислен­ ного, Багратуни еще обладает и огромной к у л ь т у р о й работы с актерами, он умеет разглядеть ту массу мелочей, которые по­ могают создать п р е к р а с н о е . Это ред­ костный дар. ♦

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2