Сибирские огни, № 1 - 1983
постановкам масштабных массовых сиен. Сказывалась его работа с Баратовым в по становках «Бориса Годунова», «Хованщи ны». Баратов научил его хорошо понимать -характер массовых сцен, искать в них внут ренний стержень. И пресса, повсеместно от. мечала правдивость его постановок... Через три года он вернулся в Ереван — вернулся, чтобы стать главным режиссером Ереванского академического ордена Ленина оперного театра имени Спендиарова. Рабо тал здесь восемь лет, и работе этой можно позавидовать. Трудная? Да, даже напря женная... Интересная? Да! И даже более того: я мог бы просто рассказать об одном случае, и он бы сказал многое — о его сов местной работе с Мартиросом Сарьяном, оформлявшим в качестве художника его постановку оперы Спендиарова «Алмаст». Признаюсь, когда я услышал имя Сарья- на — перо дрогнуло у меня в руке: это была тема для отдельного очерка! Здесь же я только могу сказать, что когда ереванцы привезли эту оперу в Москву, в Большой те атр на празднование 100-летия Ованеса Ту маняна, она явилась украшением их афиши. Но такая работа — подарок судьбы, а по дарки эти судьбр раздает нам не часто; в остальном успех нашей работы зависит от нас самих. Нет, конечно же, нельзя сказать, что Ваагну Багратуни не везло на дарови тых соавторов в оформлении спектаклей: некоторые постановки ему в качестве ху дожника оформлял, например, Налбан- дян — художник тоже широко известный, но вот к опере молодого ереванскрго компози тора Эрика Арутюняна «Сказка для взрос лых» (по сказке классика армянской лите ратуры Ованеса Туманяна «Капля меда») даже либретто Багратуни — написал с ам: проблемы третьей мировой войны, п р и г о в о р в о й н е ! — 14 актов! Работа? Работа! И какая! И тема крайне современная, ак. туальная по сей день. Результат этой работы? Журнал «Советская музыка» (№ 8 , 1970 г .): «В Ереванском театре оперы и балета состоялась премьера оперы Э. Ару тюняна «Сказка для взрослых» (либретто В Багратуни по легенде Ованеса Туманяна «Капля меда»). Создатели спектакля сумели сохранить проникнутую тонким юмором мудрость нравоучительной сказки и в то же время добились стремительности темпа дей ствия, напряженности конфликтных столк новений... Изобретательна постановка та лантливого Багратуни, сочно ее оформление художником А. Унаняном». А кроме того были и .«Крушение» Г. Арменяна, и «Огненное кольцо» по Б. Лав реневу... В постановках опер ему помогали и Ваграм Папазян — автор книги «Моя жизнь в театре», и народный артист СССР Микаэл Таверзян— дирижер, умерший за /пультом, и народный артист СССР Вагар- шьян... Не все в самом театре шло гладко и ровно, но Постановки Багратуни всегда от личались с лучшей стороны. Журнал «Советская музыка» (№ 4. 1972 г.): «Характерна... постановка «Риголетто». Как показывает практика вот уже более чем столетнего бытования этой оперы на круп нейших сценах мира, она редко будила сме лую режиссерскую мысль.. Исключение со ставляет, пожалуй, лишь разработанный К. С. Станиславским и осуществленный в Оперной студии его имени* под руководст вом П. Румянцева режиссерский план «Ри голетто» (1938 г.). В постановке Багратуни вновь, как и в «Сказке для взрослых», Дают о себе знать приемы итальянского народного театра ма сок. На этот раз они преломляются сквозь призму ярко театральной традиции вахтан говской «Принцессы Турандот», На специ ально написанном занавесе (художник А. Шакарян) — характерные маски и шуты в гротескно изломанных позах. Впоследст вии заСтавка эта — чуть варьированная — будет появляться в начале и в конце каж дого акта. Возникая в различных сценах, она то соответствует внутреннему состоя нию Риголетто, то резко контрастирует ему, обостряя тем самым драматургию действия. Стремясь углубить мотив социальной Не справедливости (в этом постановщики близ ки плану оПеры, разработанному К.. С. Ста ниславским), режиссер подчас намеренно усиливает гротескность отдельных образов. Так, герцог Мантуанский и его приближен ные трактованы как герои некоего сказоч ного королевства. Правомерно ли подобное прочтение? Не противоречит ли оно в чем-то самому духу этого произведения? Здесь можно было бы поспорить...» Поспорить, конечно, можно, отчего же нет? Говорят, в споре истина рождается. В недрах классики Багратуни и его кол леги искали свежие идеи, ее с о в р е м е н н о е прочтение... Она, классика, всегда сов ременна... * * * ■— Ваагн Вачеевич, с чего и как началась ваша деятельность в Новосибирском опер ном театре? —• После того, как мы, ереванцы, в 1973 году привезли в Новосибирск свою оперу «Алмаст», у нас установились более или менее тесные контакты с Ноьосибир- ским оперным, мы стали иметь какое-то представление друг о друге. И вот в 1974 году, несколько неожиданно для себя, я вдруг получил предложение от руководства Новосибирского театра поставить на его сцене «Орлеанскую деву» Чайковского. Поставить этот спектакль я и сам давно хотел, но предложение застало меня, если откровенно, врасплох. Партитуру пришлось смотреть в кратчайшие сроки, со скоростью прямо-таки реактивной: за 6 —7 часов поле та в самолете. Меня привлек в этом спек такле прежде всего замысел главного ди рижера театра Исидора ‘Аркадьевича За- ка — музыкальный замысел. Такой замысел имеет всегда каждый дирижер... или «дол жен иметь» — так правильнее. -И здесь глав ное — найти отклик этому замыслу в за мыслах режиссера. Я в замысле Зака уви дел то близкое мне, м о е л и ч н о е , что, собственно, и заставило меня работать над этим спектаклем. Взаимопонимание дири. жера и режиссера — вещь основополагаю щая и необходимая для успеха оперного дела. И, если я правильно помню, то этот спектакль мы поставили за месяц. Мы во зили спектакль в Москву во время гастро
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2