Сибирские огни, № 1 - 1983
* * * Думаю, теперь самое время рассказать подробнее о том пути, который прошел Ваагн Багратуни, прежде чем стать главным режиссером Новосибирского государствен^ ного академического театра оперы и балета. Жизнь в театре, по его собственным вос поминаниям, для него началась лет с четы рех или пяти: его мать, солистка Ереван, ского оперного театра имени Спендиарова, 32 года пела в этом театре: Недда в «Пая цах», Татьяна в «Евгении Онегине», Дезде мона в «Отелло». Сейчас она заслуженная' артистка Армянской ССР, персональный пенсионер. Вообще, Ваагн Багратуни родил, ся в творческой артистической семье: отец его — тоже актер, только драматический, тоже заслуженный артист республики — один из зачинателей армянского кинематог рафа, до сих пор снимается на студии «Ар- менфильм». Дед учился в свое время у Лод зи, знаменитого итальянского баритона. И то, что Ваагн очень рано начал принимать участие в спектаклях, вполне понятно и, наверное, даже неизбежно. Во всяком слу чае, когда я спросил, что определило его путь в театр, были ли сомнения, предпола гались ли другие варианты, были ли роди, тели «за» или «против», он ответил^, что как-то даже не задумывался над этим: все получилось само собой, задумываться над такими вопросами просто не было времени — надо было работать, и он работал. Уже,в 13 лет участвовал в некоторых спектаклях театра имени Спендиарова статистом. Про должил участие в мимансе будучи уже сту. дентом актерского факультета художествен- ' ного института драмы и кино в Ереване. Его «тянуло» в оперу, он искал именно в ней свое место, старался увидеть себя, свой образ... и иногда это видение несколько от личалось от видения других, порой власть предержащих. Однажды, на премьере «Тру бадура», которую ставила в Ереване одна из учениц Станиславского и где он изобра жал палача, Ваагн явился с наголо обритой головой — это соответствовало его собст венным представлениям об образе палача. За эту «самодеятельность» он был вызван в дирекцию театра, где получил выговор — представления дирекции театра если не об образе палача, то о том, что может себе позволить на сцене во время премьеры ар. тист миманса, были несколько иными. В запале спора он пообещал, что в будущем еще вернется к этому и докажет, «у кого более правильный взгляд на этот образ и кто его лучше видит». И — редкость в на шей жизни, согласимся!— через несколько лет-таки выполнил свое обещание! В 1960 году он окончил актерский фа. культет в Ереване. Ему предстояло стать актером драматического театра, но... «тяну ло»-™ его в Оперу, именно так: в Оперу — с большой буквы. Можно сказать, «тянуло неудержимо», хотя фразы такого рода Стали слишком расхожими и мало что объясняю, щими из того, что же именно происходит в душе человека. Но так или иначе, в том же году он поступает на факультет оперной режиссуры ГИТИСа. Его наставником в ГИТИСе стал Л. В. Баратов — действительно один из к о р и ф е е в нашей оперной режиссуры, человек, основавший с в о ю школу в этой области искусства. У Багратуни к этому времени уже была солидная практическая база рабо ты в театре, пусть только в мимансе, к то му же курс теоретической подготовки ак терского мастерства на факультете в Ере ване, что очень помогло при учебе. ГИТИС он оканчивает уже главный режиссером Са ратовского оперного театра им. Чернышев ского: на четвертом курсе взялся в качест ве дипломного спектакля поставить в нем произведение грузинской оперной класси ки— оперу Захария Палиашвили «Даиси»: Премьера состоялась в 1965 году. Какой отклик она вызвала? Я приведу две цитаты: Журнал «Музыкальная жизнь» (№ 6 , мар+ 1965 г .): «Немало творческой изобретательности проявил в постановке спектакля «Даиси» молодой режиссер В. Багратуни. Так, на фо не оркестрового вступления он развертыва ет психологически оправданную немую сце ну. которая, органически сливаясь с музы кой, воспринимается как своеобразный про лог к действию оперы. Все мизансцены жиз ненны, сценически выразительны. Некоторые спорные моменты в режиссерском замысле (например, возведение стены между Маро и Малхазом в дуэте второго действия, что довольно-таки прямолинейно символизиру ет непреодолимость препятствия к их сое динению) не умаляют достоинств в работе Багратуни в целом». «Комсомольская правда» (19 августа 1965 г.): «...Опера Палиашвили «Даиси» — мону ментальный и яркий спектакль. В нем много развернутых сцен, танцев, театрализованных народных обрядов, напряженных драмати ческих эпизодов. Здесь царственно-величе ственная природа Грузии воссоздана во всем великолепии. Авторы спектакля н и г д е и ни в ч ем (разрядка моя — Р. К.) не грешат против вкуса и художественной правды. Молодой постановщик — дипломник ГИТИСа В. Баг ратуни — обладает настоящим режиссерским темпераментом, выдержкой, умением четко. определить актерские задачи, заражать эн тузиазмом исполнителей, художника, балет мейстера. В спектакле радуют не только образные музыкальные мизансцены, тща тельно прочерченный рисунок движения хо ра, но прежде всего четко разработанная сценическая драматургия. В «Даиси» лич ные трагические столкновения героев не отодвигают на второй план, не приглушают народно-патриотическую тему. И, наконец, в «Даиси» ожил хор. Он стал полноправным участником спектакля...» Это написано о дипломном спектакле выпускника-студента. И это только две ци таты. А вообще об этом спектакле написа но было в прессе гораздо больше—я с пол часа листал, только просматривая, старые, уже пожелтевшие листы. И, надо, сказать, Багратуни действительно отдал много сил работе над этой постановкой: ездил по Гру зии, встречался с братом Захария Палиаш вили — Леваном Палиашвили... В Саратовской опере он проработал три года. За это время были поставлены «Пико вая дама» Чайковского, «Тайный брак» Чи- марозо... В Саратове шло его становление как ре жиссера, шла шлифовка его внутриоперных мировоззрений, устоялось его стремление к
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2